Билл Смит

В 1986 г., когда компания Motorola столкнулась с ростом числа рекламаций на свою продукцию, Билл Смит, старший инженер и научный сотрудник отделения связи, разработал концепцию «шесть сигм качества». Он предложил оригинальный статистический метод, позволяющий повысить доходность компании за счет сокращения брака.

Тогда Motorola была близка к банкротству и отчаянно пыталась выжить. Одной из программ, которые помогли ей остаться на плаву, была программа «шесть сигм качества». После успешных преобразований в Motorola многие другие компании, в том числе IBM, General Electric, DEC, Sony, Dow, Dupont, Ford и Xerox, сообщили, что использование стратегии шести сигм позволило им получить экономический эффект, исчисляемый в миллиардах долларов. За прошедшие годы Motorola завоевала множество наград и была признана огромная роль работы Смита в повышении доходности компаний обрабатывающей промышленности США. Смит особенно гордился тем, что благодаря его усилиям Motorola была награждена престижной премией Малкольма Болдриджа за качество. Эта премия была присуждена ей в 1988 г., т.е. уже через два года после того как Motorola применила метод «шесть сигм». Билл Смит пять лет спустя внезапно умер на работе от сердечного приступа. Человек, создавший новаторскую стратегию шести сигм, был неугомонным мечтателем и перфекционистом всегда и везде, в том числе и дома. Он все делал так, как полагается, потому что это был его образ жизни. Один из его принципов гласил: «Хотите что-то улучшить — привлеките людей, которые занимаются этим профессионально». Шесть сигм — это статистический показатель, мера того, насколько данный процесс отклоняется от эталонного. Греческая буква «сигма» традиционно употребляется в статистике для обозначения размаха колебаний той или иной величины около наиболее вероятного значения. Многие совокупности данных подчиняются так называемому нормальному, или гауссовскому, распределению. Графически это распределение отображается хорошо известной колоколообразной кривой с длинными «хвостами». Сигма — это точка перегиба кривой. Обычно считалось, что отклонение ключевых параметров изделия от тех, что заданы в его спецификациях, не должно превышать трех сигм. При таких условиях спецификациям не удовлетворяет только одно изделие из 300. Шесть сигм выбраны в качестве названия метода потому, что в данном случае речь идет о том, чтобы отклонение характеристик изделия от заданных параметров составляло не три, а шесть сигм. При таком подходе спецификациям будут удовлетворять практически все изделия.

Программа «шесть сигм качества» основана на последовательном применении методов статистики для отыскания кардинального решения проблемы. Большинство ее приемов не новы, но благодаря ей методики, которые ранее использовались только специалистами, стали общим достоянием. Введение этой программы сопряжено с рядом специфических моментов и требует полной поддержки всех сотрудников организации.

l. Bce ведущие управляющие проходят обучение принципам шести сигм (так называемое «промывание мозгов»), после чего выступают в роли «чемпионов».

2. Приблизительно 1% служащих полностью закрепляются за этим проектом в качестве «обладателей черных поясов». Эти люди проходят интенсивное четырехнедельное обучение. Обычно их набирают из числа высших менеджеров и работников, стремящихся к карьерному росту.

3. Примерно 10% служащих входят в состав команд, возглавляемых одним из «обладателей черного пояса». Они проходят двухнедельное обучение и становятся «обладателями зеленых поясов».

Эффективность такого подхода зависит от организации, а также от избранной системы управления проектом. Во многих западных компаниях от этой программы отказываются накануне ее окончательного одобрения из-за традиционного подхода к управлению проектами.

Применение метода «шесть сигм» предполагает определенную последовательность шагов, которую обозначают аббревиатурой DMAIC:

• D (definition) — определение; необходимо четко определить цели проекта и ожидаемый экономический эффект (по меньшей мере 100 тыс. дол.);

• М (measurement) — измерение; оценивается сама проблема и измеряется начальное значение параметра;

• A (analysis) — анализ; использование статистики дает полную картину проблемы;

• I (improvement) — улучшение, разработка принципиально нового решения и его реализация в организации;

• С (control) — управление; встраивание этого решения в стандартную систему управления, с тем чтобы улучшение стало необратимым.

Не так давно программу «шесть сигм» стали использовать не только в промышленности, но и в сфере услуг. В настоящее время появились новые вариации на эту тему, например сочетания метода «шесть сигм» с теорией управления ресурсосбережением («Lean Six Sigma») и с теорией надежного проектирования («Design for Six Sigma»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: