Общество как социальная система

План:

1. Основные признаки общества, его структура и функции. Страна, государство, общество.

2. Общество как социокультурная система.

3. Развитие общества. Основные формы развития.

4. Типология обществ. Традиционное и индустриальное общества, их принципиальные различия.

Проблемные задания:

1. В каком смысле, узком или широком, определяет общество американский социолог Н. Смелзер:

«Общество – это объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социально - культурную) идентичность»?

2. Английский ученый Г.Спенсер писал:

«Если теория регресса в своей ходячей форме должна считаться несостоятельной, то и теория прогресса, принимаемая без всяких ограничений, кажется мне несостоятельной». «Очень возможно, что регресс имел место так же часто, как и прогресс». Придерживаетесь ли вы того же мнения? Свой ответ аргументируйте.

3. Грядущее «предстает как непрерывно ветвящаяся цепь дилемм. Каждое звено этой цепи двойственно: оно составляет пару взаимоисключающих возможностей» (Андреев Д. Роза мира. – М., 1991, с. 238). Согласны ли вы с этим положением? Можете ли вы подтвердить его примерами?

4. Можно ли оценивать поворот к «военному коммунизму» как регресс, а поворот к НЭПу - как прогресс?

5. Происходит ли в России в конце 80-х. - начале 90--х годов XX в. экономический прогресс? А технический прогресс? А социальный? Свой ответ аргументируйте.

6. Можно ли оценивать петровские реформы только как прогрессивные?

7. Как влияли войны на развитие общества? Они выполняли прогрессивную или регрессивную роль? Свой ответ аргументируйте.

Задания для самостоятельной работы:

1. Как соотносятся революционные и эволюционные пути развития общества, социальное насилие и альтернативные ему пути разрешения социальных конфликтов?

2. Каковы тенденции развития мирового сообщества?

3. Какие явления и факты свидетельствуют о целостности и
противоречивости современного мирового общества?

Общество – широкое по объему и абстрактное по характеру понятие; сложное явление; историческое понятие; стыковое понятие разных наук.

Понятие «общество» используются как в узком, так и в широком смысле.

В узком смысле под обществом понимается конкретный вид общества в единстве его территориальных границ (страна) и политического устройства (государство).

В широком смысле под обществом понимается мировое сообщество или мировая система (все человечество как целое).

Страна – территория, обладающая границами и пользующаяся государственным суверенитетом.

Государство – политическая организация страны. Государство управляет взаимоотношениями людей.

Общество – социальная организация страны, нации, народности, племени, исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений.

Признаки общества (по Э. Шилзу):

1. оно не является частью какой - либо более крупной системы;

2. браки заключаются между представителями данного объединения;

3. оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые
уже являются признанными представителями данного общества;

4. имеет собственную территорию;

5. у общества собственное название и собственная история4

6. оно обладает собственной системой управления;

7. существует дольше средней продолжительности жизни отдельного
человека;

8. его сплачивает общая система ценностей (культура).

Структураскелет общества. Общество – динамическая система.

«Система» (греч.) – «целое, составленное из частей», «совокупность». Каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы.

Подсистемы:

1. экономическая (отношения в процессе материального производства);

2. социальная (взаимодействие классов, социальных слоев и групп);

3. политическая (деятельность государственных партий);

4.духовная (мораль, религия, искусство, философия, деятельность научных, религиозных, образовательных организаций и учреждений).

Каждая сфера общественной жизни – сложное образование: составляющие ее элементы дают представление об обществе в целом.

Социальные институты – те опоры, на которых держится здание общества.

Социальный институт – приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Функции социальных институтов:

1. функция закрепления и воспроизводства общественных отношений;

2. регулятивная – регулирование взаимоотношений между членами общества;

3. интегративная – сплочение и взаимозависимость членов социальных групп, происходящие в рамках институционализированных норм, правил, санкций;

4. транслирующая – передача социального опыта;

5. коммуникативная – распространение информации, произведенной социальным институтом.

Каждое общество обладает культурой.

Культура помогает людям жить в своей среде, сохранять целостность сообщества.

Как способ освоения действительности культура – это не отдельные нормы, ценностные установки, знания..., не их набор, сумма, а все ее элементы, взятые как целостность.

Социальное развитие – такое изменение общества, которое связано со структурными преобразованиями, ведущими к появлению новых, более прогрессивных, общественных отношений, институтов, норм и ценностей.

С каждой новой исторической эпохой человечество поднимается на более высокую ступень развития (прогресс).

В обществе действуют и такие силы, которые препятствуют социальному развитию (регресс).

Прогрессирует то общество, в котором:

- все большее число людей живет лучше и дольше;

- создается такой общественный строй, которой дает возможность каждому жителю получать все большее количество общественного продукта;

- обеспечивается свободное и всестороннее развитие личности;

- расширяется демократизация, социальные и политические права и
свободы.

Социальный прогресс – всемирно - исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации.

Формы социального прогресса:

Революционный Реформистский
1. Комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни. 2. Скачкообразный характер преобразований. 3. Затрагивает основы существующего строя 1. Частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни общества. 2. Постепенные преобразования. 3. Не затрагивает основы существующего строя.

Типы общества:

1. дописьменные и письменные;

2. простые и сложные;

3. первобытное, кочевое, аграрное, индустриальное, постиндустриальное

Традиционное общество Индустриальное общество
Технологически примитивное. Бедное. Незначительные разделение труда и специализация. Большинство ролей связано с родством. Каждый индивид выполняет немного ролей. Отсутствие письменности, коммуникация устная. Сельское. Натуральное хозяйство. Однородная культура. Технологически развитое. Процветающее. Сложное разделение труда и глубокая специализация. Кровнородственные роли отошли на второй план. Каждый выполняет много ролей. Письменность. Широкое распространение СМИ. Городское. Рыночное хозяйство. Разнородная культура.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое общество? Дайте развернутое социологическое определение.

2. В чем заключаются сложности определения понятия «общество»?

3. Каково соотношение понятий «страна», «государство», «общество»?

4. Назовите признаки общества по Э. Шилзу.

5. Что такое социальное развитие?

6. О каком обществе можно сказать, что оно прогрессирует?

7. В каких формах может осуществляться социальный прогресс? Каковы их
отличительные черты?

8. На какие типы принято делить общество?

9. Сравните традиционное и индустриальное общества.

Литература:

1. Бугенко А.П. О характере созданного в России общественного строя.
//СОЦИС. – 1994, № 10.

2. Кравченко А.И. Основы социологии. Учебное пособие. – М.: Академия,
1997, с. 36-55,227-243.

3. Радугин А. А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – М.: Владос,
1995, с. 41-50,61-76.

4. Социология. Учебное пособие. Под ред. Э.В. Тадевосяна. – М.: Знание, 1995, с. 141-146, 185-200, 227-237.

Тема урока:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: