«Значимый другой» – это та личность, одобрения которой данный индивид добивается, и чьи указания он принимает.
Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и формирование их собственного «Я».
Решающую роль в превращении биологического существа в общественное играет социальная сфера. Если она выпадает из процесса социализации на самом раннем этапе, то люди не станут полноценными членами общества (феральные люди).
Стадии социализации (жизненные циклы):
Первичная стадия | Вторичная стадия |
детство | юность | зрелость | старость |
Начальная (ранняя) социализация | Продолженная (зрелая) социализация |
Сфера межличностных отношений | Сфера социальных отношений | |
Родители; братья; сестры; бабушки; дедушки; сверстники; учителя; врачи; лидеры молодежный группировок. | Агенты социализации | Представители администрации школы, ВУЗа, предприятия, армии, полиции, государства, сотрудники телевидения, печати.... |
Семья, дошкольные учреждения, школа, спортивные секции | Институты социализации | Производство, государство, армия, суд, средства массовой информации |
Проходя этапы социализации, человек многому переобучается.
Десоциализация – отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения. Ресоциализация – обучение новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение понятия «человек», «индивид», «личность».
2. Какова структура личности?
3. На какие группы можно разделить факторы, влияющие на формирование личности?
4. В чем состоит роль биологических факторов в формировании личности?
5. Что такое социальный статус и каковы его типы?
6. Что такое социальная роль и в чем сущность ролевых конфликтов?
7. Что представляет собой процесс социализации личности?
8. Какие три элемента, по мнению З.Фрейда, включает в себя социализация личности?
9. Как Ч.Кули описывает процесс социализации личности?
10. В чем сущность теории «значимого другого»?
Ключевые понятия темы:
1. Достигаемый статус – приобретается в результате личных усилий человека.
2. Идентификация – способ осознания принадлежности к той или иной общности.
3. Имитация – осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения (родителей, родственников).
4. Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества.
5. Личность – целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения в систему социальных отношений.
6. Личный статус – положение человека в малой группе в зависимости от того, как он в ней оценивается членами этой группы.
7. Предписанный статус – навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг.
8. Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, норм, ценностей его группы.
9. Социальная роль – ожидание поведения, типичного для людей данного статуса.
10. Социальный статус – определенная позиция (ранг) в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.
11. Человек – понятие, которое употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.
Литература:
1. Бэри Э. Игры, в которые играют взрослые люди.- М., 1998.
2. Кон И.С. В поисках себя.- М, 1984.
3. Кравченко А.И. Социальная структура: статусы и роли. //Социально- политический журнал, 1996, № 2.
4. Кравченко А.И. Основы социологии. Учебное пособие. – М: Академия, 1997, с. 65-74, 157-193, 201-204, 246-254, 323-340.
5. Основы социологии. Курс лекций. Под ред. А.Г. Эфендиева. – М.: Знание, 1993, с. 211-243.
6. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – М: Владос, 1995.
7. Социология. Учебное пособие. Под ред. Э.В. Тадевосяна. – М.: Знание, 1995, с. 115-163.
8. Спасибенко С.Г., Дубровина Л.К. Творчество в процессе взаимодействия общества и личности. //Социально-политический журнал. 1996, № 3.
9. Социология. Практикум. Сост. и отв. ред. А.В. Миронов, Р.И. Руденко
//Социально-политический журнал, 1993, с. 39, 90-91.
10. Фролов С.С. Социология. Учебник для ВУЗов. – М.: Логос, 1997, с. 77-126.
Тема урока: