Теория «Значимый другой» Д.Мида

«Значимый другой» – это та личность, одобрения которой данный индивид добивается, и чьи указания он принимает.

Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и формирование их собственного «Я».

Решающую роль в превращении биологического существа в общественное играет социальная сфера. Если она выпадает из процесса социализации на самом раннем этапе, то люди не станут полноценными членами общества (феральные люди).

Стадии социализации (жизненные циклы):

Первичная стадия   Вторичная стадия
детство юность зрелость   старость
     

Начальная (ранняя) социализация   Продолженная (зрелая) социализация
Сфера межличностных отношений   Сфера социальных отношений
Родители; братья; сестры; бабушки; дедушки; сверстники; учителя; врачи; лидеры молодежный группировок. Агенты социализации Представители администрации школы, ВУЗа, предприятия, армии, полиции, государства, сотрудники телевидения, печати....
Семья, дошкольные учреждения, школа, спортивные секции Институты социализации Производство, государство, армия, суд, средства массовой информации

Проходя этапы социализации, человек многому переобучается.

Десоциализация – отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения. Ресоциализация – обучение новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение понятия «человек», «индивид», «личность».

2. Какова структура личности?

3. На какие группы можно разделить факторы, влияющие на формирование личности?

4. В чем состоит роль биологических факторов в формировании личности?

5. Что такое социальный статус и каковы его типы?

6. Что такое социальная роль и в чем сущность ролевых конфликтов?

7. Что представляет собой процесс социализации личности?

8. Какие три элемента, по мнению З.Фрейда, включает в себя социализация личности?

9. Как Ч.Кули описывает процесс социализации личности?

10. В чем сущность теории «значимого другого»?

Ключевые понятия темы:

1. Достигаемый статус – приобретается в результате личных усилий человека.

2. Идентификация – способ осознания принадлежности к той или иной общности.

3. Имитация – осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения (родителей, родственников).

4. Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества.

5. Личность – целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения в систему социальных отношений.

6. Личный статус – положение человека в малой группе в зависимости от того, как он в ней оценивается членами этой группы.

7. Предписанный статус – навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг.

8. Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, норм, ценностей его группы.

9. Социальная роль – ожидание поведения, типичного для людей данного статуса.

10. Социальный статус – определенная позиция (ранг) в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

11. Человек – понятие, которое употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Литература:

1. Бэри Э. Игры, в которые играют взрослые люди.- М., 1998.

2. Кон И.С. В поисках себя.- М, 1984.

3. Кравченко А.И. Социальная структура: статусы и роли. //Социально- политический журнал, 1996, № 2.

4. Кравченко А.И. Основы социологии. Учебное пособие. – М: Академия, 1997, с. 65-74, 157-193, 201-204, 246-254, 323-340.

5. Основы социологии. Курс лекций. Под ред. А.Г. Эфендиева. – М.: Знание, 1993, с. 211-243.

6. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – М: Владос, 1995.

7. Социология. Учебное пособие. Под ред. Э.В. Тадевосяна. – М.: Знание, 1995, с. 115-163.

8. Спасибенко С.Г., Дубровина Л.К. Творчество в процессе взаимодействия общества и личности. //Социально-политический журнал. 1996, № 3.

9. Социология. Практикум. Сост. и отв. ред. А.В. Миронов, Р.И. Руденко
//Социально-политический журнал, 1993, с. 39, 90-91.

10. Фролов С.С. Социология. Учебник для ВУЗов. – М.: Логос, 1997, с. 77-126.

Тема урока:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: