План:
1. Политические интересы и потребности личности.
2. Этапы, пути и формы политической социализации.
3. Типология политической личности.
4. Формы политического участия.
5. Политические права и свободы, политическая активность, индифферентность и конформизм в политической жизни.
Проблемные задания:
1. «Мистер Блэйк воспитывался в строгой пуританской семье. В доме, где прошло его детство, все подчинялись воле авторитарного отца, его мнения и решения имели решающий характер. Став взрослым, Блэйк голосует за консервативные партии, призывающие к сохранению традиций и политического порядка. Его мировоззрение более авторитарно, нежели демократично».
Какой тип политической социализации повлиял на формирование политической ориентации мистера Блэйка?
2. Сравните, чем отличаются процессы политической социализации студентов и пенсионеров.
3. В чём состоит специфика процесса политической социализации в России?
4. Какая из моделей политической социализации должна стать, на ваш взгляд, базовой для России? Почему? Укажите предполагаемые достоинства и преимущества предлагаемой вами модели от остальных.
5. На первом этапе политической социализации-политизации...
а. под влиянием родителей и близких формируются первые представления о политике;
6. под влиянием СМИ формируются основные политические ориентации политической культуры участия;
в. под влиянием политических партий формируются основные идеологические ориентации;
г. под влиянием преподавателей формируются многогранные и глубокие знания о политике.
Какое из этих суждений является верным?
Задание для самостоятельной работы:
Проведите небольшое социологическое исследование в среде своих друзей и знакомых: выясните, каково их отношение к выборам; участвовали ли они сами в последних выборах в Государственную Думу, если нет, то почему. Сделайте вывод о политической активности среди молодёжи.
Личность– субъект и объект политики.
Субъект – сознательный проводник политики. Быть субъектом политики личность может только в демократическом обществе, где человеку предоставлены широкие демократические права и возможности для удовлетворения своих политических потребностей, для полноценной политической деятельности. К условиям становления личности как политического субъекта относятся также: развитость политического сознания, уровень образования, культуры, политическое мышление, коллективная деятельность и др.
При тоталитарном и авторитарном режимах личность выступает лишь объектом политики, т.е. исполнителем чужой воли.
Личность, как объект политики в условиях демократического режима выступает постольку, поскольку она обязана выполнять конституцию, законы, распоряжения правительства, нормы общежития и др.