Основные принципы управления финансами в организации:
– плановости;
– финансового соотношения сроков;
– взаимозависимости финансовых показателей;
– гибкости (маневрирования);
– минимизации финансовых издержек;
– рациональности;
– финансовой устойчивости.
Реализация этих принципов должна осуществляться при разработке финансовой политики и организации системы управления финансами конкретной организации.
Принцип плановости и системного подхода означает, что все показатели деятельности предприятия планируются. Формируется политика собственника, и на этой ее основе составляются стратегический и оперативный планы
- принцип финансового соотношения сроков - обеспечивает минимальный разрыв во времени между получением и использованием средств, что особенно важно в условиях инфляции и изменения курсов валют.
- гибкости (маневрирования) - обеспечивает возможность маневра в случае недостижения плановых объемов продаж, превышения плановых затрат по текущей и инвестиционной деятельности.
|
|
- минимизация финансовых издержек - финансирование любых инвестиций и других затрат должно обеспечиваться самым «дешевым» способом.
- рациональности - вложение капитала должно иметь более высокую эффективность по сравнению с достигнутым ее уровнем и обеспечить минимальные риски
- самостоятельность - обеспечивается государственной гарантией невмешательства в оперативную и стратегическую деятельность предприятий, кроме случаев, оговоренных законом
Принцип обеспечения финансовой устойчивости предприятия означает, что любые его инвестиции и затраты должны окупаться, то есть приносить прибыль и положительное сальдо денежного потока. Только в этом случае предприятие может быть конкурентоспособным и долгое время эффективно работать на рынке производимых им товаров, работ или услуг.
При этом необходимо учитывать:
– сферу деятельности (материальное производство; непроизводственная сфера);
– отраслевую принадлежность (промышленность, транспорт, строительство, сельское хозяйство, торговля и другие);
– виды (направления) деятельности (экспорт, импорт);
– организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.