Система образования: структурные элементы и звенья

Важнейшим компонентом духовной жизни выступает система образования, связанная с реализацией процесса распространения знаний. Она охватывает деятельность реально сложившихся общественных институтов, осуществляющих подготовку молодежи к жизни на основе получаемых знаний в различных звеньях образования.

В качестве основных элементов системы образования выделяют учебно-воспитательные учреждения (социальные организации), социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

Структура системы образования:

· система дошкольного воспитания;

· общеобразовательная школа;

· профессионально-техническое образование;

· среднее специальное образование;

· высшее образование;

· послевузовское образование;

· система повышения квалификации и переподготовки кадров;

· образование по интересам.

Образование – это система, для которой характерно наличие инвариантных качеств, присущих как ей в целом, так и каждому компоненту. К числу таких качеств относятся: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность (Б. Г. Гершунский).

Следует подчеркнуть, что система образования противоречива и диалектична. Во-первых, она должна гибко и динамично адаптироваться к социально-экономическим изменениям в обществе и в то же время быть по возможности стабильной по своей педагогической сути. Во-вторых, она должна быть преемницей традиционно складывающихся и сменяющих друг друга образовательных концепций и одновременно быть прогностичной, должна готовить молодых людей к жизни.

При всей вариативности компонентов образовательной системы (образовательных учреждений разного типа) суперсистема, или макросистема, образования (непрерывное образование) характеризуется целостностью. Целостность, присущая системе образования, особенно в аспекте парадигмы непрерывного образования, подтверждается и тем, что возможные сбои в функционировании любого компонента системы в большей или меньшей мере сказываются на работе других, преемственно связанных компонентов и системы в целом (Б. Г. Гершунский).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: