Важнейшим компонентом духовной жизни выступает система образования, связанная с реализацией процесса распространения знаний. Она охватывает деятельность реально сложившихся общественных институтов, осуществляющих подготовку молодежи к жизни на основе получаемых знаний в различных звеньях образования.
В качестве основных элементов системы образования выделяют учебно-воспитательные учреждения (социальные организации), социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.
Структура системы образования:
· система дошкольного воспитания;
· общеобразовательная школа;
· профессионально-техническое образование;
· среднее специальное образование;
· высшее образование;
· послевузовское образование;
· система повышения квалификации и переподготовки кадров;
· образование по интересам.
Образование – это система, для которой характерно наличие инвариантных качеств, присущих как ей в целом, так и каждому компоненту. К числу таких качеств относятся: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность (Б. Г. Гершунский).
Следует подчеркнуть, что система образования противоречива и диалектична. Во-первых, она должна гибко и динамично адаптироваться к социально-экономическим изменениям в обществе и в то же время быть по возможности стабильной по своей педагогической сути. Во-вторых, она должна быть преемницей традиционно складывающихся и сменяющих друг друга образовательных концепций и одновременно быть прогностичной, должна готовить молодых людей к жизни.
При всей вариативности компонентов образовательной системы (образовательных учреждений разного типа) суперсистема, или макросистема, образования (непрерывное образование) характеризуется целостностью. Целостность, присущая системе образования, особенно в аспекте парадигмы непрерывного образования, подтверждается и тем, что возможные сбои в функционировании любого компонента системы в большей или меньшей мере сказываются на работе других, преемственно связанных компонентов и системы в целом (Б. Г. Гершунский).