Социальное образование как подсистема образования

«Социальное образование» как область педагогики получило широкое распространение в России в первой половине 90-х годов. Традиционно социальное образование рассматривалось как подготовка обществоведов для работы в образовательных и научных учреждениях и строилось на глубоком изучении целого ряда обществоведческих дисциплин. В настоящее время стало складываться более сложное и дифференцированное понятие этого феномена, который включают в научный, учебно-методический и социально-практический контекст. Прежде всего, по мнению Е.И. Холостовой, появление данного термина было обусловлено начавшейся в стране подготовкой в вузах, средних специальных учебных учреждениях профессиональных социальных работников и социальных педагогов. В этом контексте социальное образование означает подготовку профессиональных кадров для учреждений социальной зашиты.

В широком плане социальное образование рассматривается специалистами высшей школы как широкое общественное образование, направленное, с одной стороны, «на самые современные знания, востребованность которых должна быть обеспечена в грядущем, информационном, компьютеризированном обществе, с другой — на развитие тех качеств у молодых специалистов, которые помогут сохранить и увеличить степень социальной защищенности населения».

В таком контексте проблемы социального образования могут быть осмыслены через понимание логики взаимодействия глобального, национального, регионального и личностно-индивидуального развития жизненных сил человека, их взаимосвязи с жизненным пространством. Эта проблематика является центральной при рассмотрении проблем, связанных с обеспечением устойчивого развития современного общества, с развитием социальной культуры человека и общества.

Продолжает сохраняться в научной литературе и более традиционное понимание понятия «социальное образование» в зависимости от его контекста: обучение основам правил жизнедеятельности в обществе; общечеловеческое образование как освоение наук об обществе, ядро которого составляет социологическое образование.

Понятие «социальное образование» употребляется специалистами также в контексте подготовки кадров для нужд «третьего сектора», т. е. неправительственных и некоммерческих организаций, составляющих в соответствии с зарубежным опытом социальной работы основу гражданского общества. Так, если права по социальной поддержке граждан передаются благотворительным общественным организациям, то в этом случае социальная работа осуществляется средствами непрофессиональной благотворительной деятельности, которая в то же время требует специальных знаний и умений, в противном случае ее эффективность незначительна. Идеология социальной зашиты населения в России все еще окончательно не оформилась, так как не решен окончательно вопрос о том, в какой мере необходимо ориентироваться на профессиональную социальную работу, а в какой — передавать функции социальной работы общественным структурам.

В связи с необходимостью решения острых социальных вопросов на основе социальной защиты населения социальное образование сегодня в большей степени отождествляется с теорией и практикой того, что называется «социальной работой», а именно с подготовкой специалистов для данной области деятельности. В этом контексте в дальнейшем нами и будет рассматриваться понятие «социальное образование».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: