Непрерывное образование

В XX веке, когда произошло резкое ускорение социокультурного развития, информационного насыщения всех сфер жизнедеятельности человека, их усложнение и был осуществлен энергетический скачок, затронувший основы социально-преобразовательной деятельности, очевидным оказалось отставание темпов накопления социального опыта на протяжении жизни одного человека. В этих условиях ведущими трансляторами опыта и знания становятся образование, средства массовой информации, непосредственное общение людей в группах по интересам, в профессиональной деятельности.

При этом образование, в целях обеспечения необходимой динамики изменения потенциала адаптации человека к быстро меняющимся условиям, превращается в непрерывное, а усложнение основных сфер общественной жизни требует от него организации подготовки людей не только для выполнения профессионально-трудовых, но и общественно-политических, художественно-эстетических и социально-бытовых функций.

Сегодня знания, информация в самом широком смысле становятся все возрастающей ценностью. Анализ состояния образования в странах мира позволяет выявить постоянный рост образованности как закономерности развития общества. Закономерно, что в этих условиях актуализируется проблема непрерывного образования как самой широкой подсистемы общества (где не существует временных и пространственных рамок). Образование не завершается получением свидетельства или диплома, но продолжается всю жизнь.

Актуализация проблемы непрерывного образования обоснована следующими факторами:

- возрастающей интеллектуализацией и динамизмом труда;

- первостепенной значимостью человеческого фактора в экономическом и социальном развитии общества (концепция «компетентного человека» как цели образования);

- широким распространением идей демократизации социальной жизни и образования;

- недостатком финансовых средств для удовлетворения потребности в образовании;

- демографическими изменениями (рост продолжительности жизни);

- появлением и широким распространением новых информационных технологий.

Главная идея – создание такой системы, которая обеспечит каждому человеку возможность получения и пополнения знаний, развитие, совершенствование, самореализацию на протяжении всей жизни.

Для обозначения сути данной системы используются различные термины: «продолжающееся», «дальнейшее», «перманентное», «непрерывное», «пожизненное» и т.д. При всем различии подходов и трактовок их объединяет главное: образовательная система должна быть целостной и непрерывной, подчиненной потребностям человека на протяжении всей его жизни.

Общие принципы непрерывного образования:

- ориентация образовательной системы на человека, на его неповторимую индивидуальность и базовые потребности (в самосовершенствовании и самореализации);

- широкий демократизм образовательной системы, доступность и открытость любой ступени и формы образования каждому индивиду независимо от пола, социального положения, национальности, расы;

- гибкость образовательной системы, ее быстрое реагирование на образовательный спрос и особенности интересов, стилей и темпов обучения различных категорий населения;

- разнообразие образовательных услуг, право каждого человека после базовой школы на выбор своей стратегии дальнейшего образования;

- интеграция формальных и неформальных видов образования, создание целостного «образовательного поля», которое превращает общество в «обучающее» и «обучающееся»;

- широкое использование электронных технологий в целях образования на любом этапе жизнедеятельности людей (работа, дом, отдых и т.д.).

Пока ни в одной стране мира не создано стройной системы непрерывного образования, но уже сейчас можно проследить черты моделей новой образовательной системы, качественно отличной от традиционной.

В настоящее время меняются привычные модели образования, работы и самой жизни. На европейском саммите, прошедшем в Лиссабоне в марте 2000 года, было заявлено, что европейские системы образования должны не только заложить основу для наступающих перемен, но и сами должны измениться; что Европа уже вступила в «эпоху знаний» со всеми вытекающими культурными, экономическими и социальными последствиями; и что успешный переход к экономике и обществу, основанных на знании, должен сопровождаться процессом непрерывного образования – учение длинною в жизнь.

Главная идея состоит в том, что непрерывное образование перестает быть лишь одним из аспектов образования и переподготовки. Оно становится основополагающим принципом образовательной системы, в которой человек участвует на протяжении всей его жизни. С помощью системы непрерывного образования каждый человек должен получить равные возможности адаптироваться к требованиям социально-экономических перемен и активно участвовать в формировании будущего общества. В соответствии с этим можно выделить следующие виды непрерывного образования:

формальное образование, завершающееся выдачей общепризнанного диплома (свидетельства, сертификата, и т.д.). К этому виду относится как получение высшего профессионального образования различного профиля в разных учебных заведениях, так и специальное образование в области социальных наук (например, социальный педагог, специалист по социальной работе, социолог и т.д.);

неформальное образование, обычно не сопровождающееся выдачей документа, происходящее в образовательных учреждениях или в общественных организациях, клубах, кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером;

информальное образование, сопровождающее повседневную жизнь и необязательно носящее целенаправленный характер; индивидуальная познавательная деятельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: