Распад СССР и образование СНГ

В условиях ослабления государственной машины вспыхнули тлевшие до этого времени межнациональные конфликты. Первым из них стал вылившийся в вооруженное противостояние между Арменией и Азербайджаном спор о принадлежности Нагорного Карабаха (1988). В 1989–1991 гг. произошли кровопролитные стычки в Средней Азии (Фергана, Ошская область, Душанбе и др.). Интенсивные боевые действия с применением артиллерии и авиации велись в Южной Осетии, позднее в Абхазии. Помимо этого во многих частях Советского Союза стали образовываться, часто при поддержке центра, различные объединения граждан, протестовавшие против стремления союзных республик к отделению от СССР.

Накал политической борьбы в обществе сопровождался ухудшением социального положения граждан. Не имея Таким образом, налицо был серьезный социально‑политический кризис союзного государства. Уже с марта 1990 г. национальные республики одна за другой начали принимать декларации о государственном суверенитете. Стремление обрести независимость привело к бойкоту референдума о сохранении единого Союза СССР (март 1991 г.) в Прибалтике, Молдавии, Грузии. Решающий вклад в распад Советского Союза внесла попытка консервативной верхушки государственного аппарата захватить власть в стране, устранив законно избранного в 1990 г. Президента СССР М.С. Горбачева. Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) во главе с вице‑президентом Г.И. Янаевым 19 августа 1991 г. объявил о запрете оппозиционных партий и введении контроля над средствами массовой информации, ввел войска в ряд городов. Тем самым был сорван переговорный процесс между республиками и центром упущен имевшийся шанс на подписание нового союзного договора. Подавление путча ГКЧП усилиями руководства России во главе с Б.Н. Ельциным коренным образом изменило ситуацию в стране. Деятельность КПСС была прекращена, власть окончательно перешла к лидерам национальных элит. О своем выходе из СССР вслед за республиками Прибалтики заявили Молдавия, Грузия, Украина. К декабрю 1991 г. в СССР формально остались только Россия и Казахстан.

Юридическим закреплением распада СССР стало подписание в Беловежской пуще в декабре 1991 г. договора между Россией, Украиной и Белоруссией о прекращении деятельности всех структур Советского Союза. Там же было объявлено об образовании СНГ в качестве межгосударственного объединения трех стран. В 1991 г. к СНГ присоединились еще 8 государств бывшего СССР, а в 1993 г. – Грузия. Таким образом, на постсоветском пространстве образовалось 15 независимых государств, 12 из которых (кроме прибалтийских стран) продолжали сотрудничать между собой в рамках СНГ.

35. Внешняя политика СССР 1953 – 1991гг. От «Холодной войны» к «новому политическому мышлению».

В послевоенный период усилиями советского руководства возник мировой социалистический лагерь. Особые надежды связывались с образованием в 1949 г. Китайской Народной Республики.
В 1945-1954 гг. от французского колониального владычества освободились Вьетнам, Лаос и Камбоджа. Эти три страны заявили о строительстве социализма. В 1964-1975 гг. СССР оказал ДРВ помощь оружием, военными специалистами и т. п. в борьбе против агрессии США. В 1975 г. американские войска покинули Южный Вьетнам, который был присоединен к ДРВ. В 1950-1953 гг. кровопролитный конфликт между Северной и Южной Кореей при участии США, СССР и КНР окончился перемирием и установлением жесткой границы между двумя корейскими государствами. В 1962 г. СССР и США в борьбе за Кубу, лидер которой Фидель Кастро объявил о социалистическом характере кубинской революции, поставили мир на грань ядерной катастрофы, но достигли компромисса.
В «социалистическом лагере» руководители СССР выделяли «социалистическое содружество», то есть страны, входившие в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) (1949) и Организацию Варшавского договора (ОВД) (1955).
Советское руководство жестко контролировало ситуацию в странах Содружества. Осенью 1956 г. частями Советской армии было подавлено крупное восстание в Венгрии. В августе 1968 г. были введены войска ОВД в Чехословакию и прерван развернувшийся там процесс демократизации общества (Пражская весна). Неоднократно применялась сила против народных волнений в ГДР и Польше. Неровно развивались отношения с Югославией.
Внешняя политика СССР опиралась на растущий военный потенциал. К началу 70-х гг. был достигнут военно-стратегический паритет (равенство в атомных вооружениях) с США, Западом. В 1970-1972 гг. были подписаны договоры между СССР, ФРГ, Польшей и Чехословакией о признании итогов Второй мировой войны, об отказе от взаимных территориальных претензий, об экономическом и других формах сотрудничества. В 1972-1973 г. СССР и США подписали договоры об ограничении систем противоракетной обороны и стратегических наступательных вооружений, а также соглашение о предотвращении ядерной войны. В 1975 г. на совещаниях но безопасности и сотрудничеству в Европе, в Хельсинки главы 33 европейских государств, США и Канады подписали пакет документов, направленных на укрепление международной безопасности.
Удар по «разрядке» был нанесен в 1979 г. введением советских войск на территорию Афганистана.

36. Советская культура 50-х – 80-х гг.

В годы Великой Отечественной войны культурный потенциал страны оказался достаточным для победы над Германией, которую многие считали государством с высокой культурой. Советские наука и техника обеспечили качественное превосходство советских вооружений. Система образования давала необходимое количество квалифицированных рабочих, инженеров, офицеров. Деятели искусства и литературы поддерживали высокий боевой дух, чувство патриотизма у своих сограждан.
После 1945 г. система народного образования получила значительное развитие. Все формы и «этажи» образования стали бесплатными. С начала 1970-х гг. в стране было введено всеобщее обязательное среднее десятилетнее образование. Часть учеников, получив восьмилетнее образование, завершало обучение в профессионально-технических училищах и техникумах. Для всех видов и форм обучения имелись твердые учебные планы, программы, единые учебники, требования. Молодые специалисты, закончившие дневные отделения, были обязаны три года отработать по направлению. Это было удобно и эффективно для тех, кто был удовлетворен условиями труда и проживания, заработком. К 1985 г. в СССР насчитывалось 35 млн. человек с дипломами о высшем и среднем специальном образовании.
В духовной сфере оттепель при Хрущеве оказалась непродолжительной и непоследовательной, возобновилось давление на интеллигенцию. Дозированная свобода породила среди интеллигенции разочарование.
Большой международный авторитет имели советские ученые, особенно в точных и естественных науках. Лучшие научные силы были сосредоточены в военно-промышленном комплексе. Лауреатами Нобелевской премии в послевоенный период стали: создатели первого квантового генератора (лазера) Н. Г. Басов и А. М. Прохоров; физики И. А. Черенков, И. М. Франк, И. Е. Тамм, Л. Д. Ландау; литераторы Б. Л. Пастернак, М. А. Шолохов, А. И. Солженицын, И. А. Бродский; экономист Л. В. Канторович.
В СССР жил каждый четвертый научный работник мира, но в структуре экспорта преобладали сырьевые товары, а качественных промышленных изделий, за исключением оружия (ракеты, танки, самолеты, автоматы М. Калашникова), производилось немного. Советская архитектура развивалась в направлении все большей утилитарности. Была ужесточена цензура. Многие книги, статьи, кинофильмы по идеологическим причинам увидели свет только в конце 1980-х гг. В советском государстве поддерживались телевидение и кино, драматический театр, опера, оперетта, балет, цирк, фольклорные коллективы.

37. Россия 1992 – 2009 гг.: внутренняя и внешняя политика.

Администрация Ельцина завершила вывод войск не только из Германии, но также из Прибалтики, из других территорий. Россия в ущерб интересам собственной безопасности утратила значительную часть военной инфраструктуры, которая в советское время располагалась на территориях различных советских республик (военные базы, аэродромы, радиолокационные станции, склады боеприпасов, оборонные предприятия и т. д.).
В 1992 г. в кэмп-дэвидской декларации Россия и США зафиксировали окончание холодной войны. В 1993 г. был заключен договор ОСНВ-2 о взаимном сокращении к 2003 г. ядерного потенциала сторон на 2/3 по сравнению с уровнем, установленным соглашением ОСНВ-1 (1972). С 1994 г. президент России стал участвовать в выработке политических решений «семерки» ведущих западных стран. В 1997 г. было подписано соглашение о сотрудничестве России и НАТО. В реальности в принципиальных вопросах позиция России во внимание не принималась. Так, весной 1999 г. НАТО осуществило агрессивные бомбардировки Югославии, проигнорировав протесты России. Продолжалось расширение НАТО на Восток за счет бывших социалистических стран. В НАТО попросились и бывшие «союзные» республики, входившие в СССР.
В рамках СНГ руководство России подписало несколько сотен документов: договор о коллективной безопасности (1992), Устав СНГ (1993), о создании единого рублевого пространства, о режиме границ, о совместном изучении космоса и т. д. Однако во взаимных отношениях возникает много проблем из-за невыгодных условий экономического сотрудничества, территориальных проблем, ущемления прав русскоязычного населения, контроля России над ядерным потенциалом бывшего СССР и т. д. СНГ в 90-е гг. лихорадили серьезные конфликты, в которых России было крайне сложно проводить последовательную политику. Российским военнослужащим приходилось не раз выступать в роли миротворцев. В Таджикистане российское воинское подразделение прикрывает границу с Афганистаном. Авторитет России, ее Вооруженных сил пошатнулся после неудачной войны 1994-1996 г. в Чечне. В следующей войне в 1999-2001 гг. чеченских боевиков ценой больших усилий удалось загнать в горы, но стабилизации положения добиться не удалось.
В 1996-2000 гг. оформился Союз между РФ и Республикой Белоруссия.
Внешняя политика России приобрела более динамичный характер после того, как на смену больному и мало дееспособному Ельцину пришел энергичный В. В. Путин.

Во внутренней политике В. В. Путин проводил последовательный и жёсткий курс на централизацию и укрепление вертикали власти.

Первым крупным изменением в конституционно-политической системе страны было осуществлённое в августе 2000 года изменение порядка формирования Совета Федерации, в результате которого губернаторы и главы законодательной власти регионов, до того бывшие членами СФ по должности, были заменены назначенными представителями; последние должны работать в СФ на постоянной и профессиональной основе (при этом одного из них назначает губернатор, а второго — законодательный орган региона). В качестве некоторой компенсации утерянных губернаторами лоббистских возможностей был создан совещательный орган — Государственный совет.

Через несколько дней после террористического акта в Беслане в сентябре 2004 года В. В. Путин объявил о намерении отменить выборы глав регионов, мотивировав этот шаг целью усиления борьбы с терроризмом. Согласно одному из опросов ВЦИОМ, это было осуществлено вопреки мнению 48 % опрошенных. Также был осуществлён переход к выборам депутатов Государственной Думы исключительно по партийным спискам. Территориальное представительство в Государственной думе было упразднено, половина членов Совета Федерации стали назначаться губернаторами, в свою очередь назначаемыми президентом.

В декабре 2003 года по итогам выборов в Государственную Думу большинство мест получила пропрезидентская партия «Единая Россия» (при этом Борис Грызлов стал Председателем Госдумы). Второе, третье и четвёртое места заняли КПРФ, ЛДПР и блок «Родина», соответственно. Победив на выборах и приняв в свой состав большинство независимых депутатов, прошедших по одномандатным округам, всех депутатов от Народной партии и «перебежчиков» из других партий, «Единая Россия» получила конституционное большинство, что позволило ей не считаться с мнением оппозиционных партий.

Весной 2005 был принят закон о выборах в Госдуму исключительно по партийным спискам. Затем Госдума приняла поправки к федеральному законодательству, позволяющие партии, победившей на выборах в региональный парламент, предлагать Президенту России свою кандидатуру на губернаторский пост. В подавляющем большинстве регионов это право принадлежит «Единой России». Массовый характер принял процесс вступления губернаторов в партию власти. На начало 2007 членами партии являлись 70 из 86 руководителей российских регионов. Членами «Единой России» являются также топ-менеджеры крупных промышленных предприятий, руководители государственных вузов и их структурных подразделений, высшие чиновники федеральных и региональных органов власти.

Для кадровой политики Администрации Президента при Владимире Путине было характерно назначение на ответственные посты многочисленных бывших соучеников Путина по университету, сослуживцев по ГДР, коллег по работе в бывшем Ленинграде — и вообще представителей «петербургской команды».

В феврале 2006 года заместителем руководителя администрации президента РФ В. Ю. Сурковым была выдвинута концепция суверенной демократии, которая в интерпретации её автора заключается в том, что политика Президента должна в первую очередь пользоваться поддержкой большинства населения в самой России; такая поддержка большинства и составляет главный принцип демократического общества.

В качестве положительных результатов политики Путина обычно называются укрепление государственной системы, стабилизация общественно-политической ситуации в России; в качестве отрицательных — утверждается, что произошло подавление гражданских прав и свобод и демократических институтов, ликвидация гражданского общества, сверхцентрализация, усиление бюрократии. Внутренняя политика президента подвергалась жёсткой критике как многими СМИ, так и политическими деятелями, особенно за пределами России. Ряд событий (давление на некоторые СМИ, насилие в отношении ряда журналистов), произошедших в период президентства Путина, некоторые организации трактовали как ущемление свободы слова. По мнению самого Путина, критика его правления объясняется двумя причинами: «Это поддержка тех сил в России, которые некоторые западные политики считают прозападными, а вторая цель — сделать Россию более податливой в вопросах, не связанных ни с демократией, ни с правами человека — разоружение, ПРО, Косово».

38.Основные тенденции и проблемы духовного и культурного развития современной России (1992 – 2009 гг.).

После 1991 г. в культурной и духовной жизни общества происходили сложные противоречивые процессы. Исчез идеологический диктат КПСС, против которого долго боролась интеллигенция. Но значительная часть самой интеллигенции оказалась на обочине жизни.
Стремление нового руководства страны ввести рыночные отношения во все сферы жизни выразилось в резком сокращении финансирования образования, науки, музеев, театров и других учреждений в сфере культуры. Многие специалисты были вынуждены сменить работу, покинуть страну, заняться самообеспечением, натуральным хозяйством. Социальная деградация населения, деинтеллектуализация приобрела значительный размах.
Доминирующее место в духовной жизни заняли средства массовой информации, особенно телевидение. Пропаганда преимуществ рыночных отношений, оправданности любых, прежде всего легких, способов обогащения, обеспечение народу «зрелищ» стали основным содержанием работы большинства телевизионных каналов. Резко усилилось влияние западной культуры, западных стереотипов поведения.
Возникло множество новых газет, журналов, особенно иллюстрированных, а также различных издательств
. Книжный рынок оказался заполненным разнообразной литературой, среди которой заметное место заняли детективы, любовные романы, литература для детей, учебные издания.
В сфере народного образования появились гимназии, лицеи, частные школы, включая религиозные. Обязательной стала девятилетняя школа. Затянулось обсуждение о переходе на двенадцатилетку. В вузах наряду с бюджетным широкое распространение получило платное высшее образование. Резко увеличилось количество обучающихся по таким специальностям, как экономика, юриспруденция, иностранные языки. В образовании на различных ступенях появилось множество альтернативных программ обучения, учебников, но были введены Государственные стандарты. Активно внедрялись компьютерные технологии.
Сферу искусства охватила коммерциализация, появился российский шоу-бизнес
. В различных сферах и жанрах культуры появились абсолютные монополисты. Отечественная кинопродукция почти полностью была вытеснена западным, прежде всего американским, кино.

1990-е гг. не были отмечены сколько-нибудь крупными достижениями российской культуры, если не считать Нобелевскую премию физика Ж. И. Алферова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: