Тема: финансовый контроль

Вопросы:

1. Принципы финансового контроля.

2. Римская Декларация руководящих принципов финансового контроля.

3. Виды финансового контроля.

4. (Органы) формы и методы финансового контроля.

5. Система и полномочия органов финансового контроля.

6. Порядок организации и проведения проверок.

1. Контроль - проверка (слово французского происхождения). Контроль - одна из функций управления, заключающаяся в создании системы обратных связей с управляемым объектом и с целью соотнесения состояния этого объекта и его идеальной модели. Финансовый контроль в широком смысле - один из элементов управленческой деятельности вообще, который базируется на присущей финансам контрольной функции и заключается в выявлении наличного состояния системы с целью сравнения его с идеальной моделью. Финконтроль в узком смысле - деятельность специально уполномоченных субъектов по обеспечению законности и целесообразности финансовых операций. Общий объект финконтроля - денежно-распорядительные процессы при формировании, распределении централизованных и децентрализованных денежных фондов в процессе реализации государством его публичных функций. Цель финконтроля - обеспечение законности и эффективности, мобилизации, распределения и использования финресурсов.

Задачи ФК: обеспечение баланса между потребностью и наличием финансовых ресурсов; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государством; выявление внутренних резервов, роста финансовых ресурсов; содействие рациональному использованию средств централизованных денежных фондов; обеспечение целевого использования бюджетных и внебюджетных средств. ИНТОСАИ - организация финансовая, людям нечего было делать. С 2005 года КГК её член. Принципы её: законность (соблюдение правовых норм всеми контрольными органами и должностными лицами); независимость (органы финконтроля независимы от иных органов власти и управления); объективность (в основе вывода контрольных органов должны быть положены фактические, документально подтверждённые данные, полученные в установленном законом порядке); ответственность (нарушение действующего законодательства, выявленное в ходе контрольных действий, должны сопровождаться привлечением к ответственности виновных лиц - контролируемых, -щих и третьих лиц); гласность (открытость и доступность для общества, СМИ и граждан сведений, полученных в ходе контрольных действий, кроме госсекретов, личных тайн и так далее); системность (единство правовых основ контрольно-ревизионной, экспертно-аналитической деятельности, осуществляемой в рамках финансового контроля, а также закрепление единой периодичности осуществления ФК).

Принципы в BLR: законность; презумпция добросовестности проверяемого субъекта (Указ Президента №510); открытости и доступности НПА, в том числе технического содержания, соблюдение которых проверяется в ходе осуществления контроля; равенство законных интересов и прав проверяемых субъектов; открытость информации о включении проверяемых субъектов в координационный план контрольной деятельности; ответственность контролирующих органов и должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля; предупреждение совершения правонарушений.

Виды ФК: по времени осуществления относительно проверяемых финансовых операций: предварительный (смета), текущий (в ходе осуществления операции), последующий (после завершения финансовой операции); по сфере реализации: бюджетный (система мер по контролю за исполнением бюджета), налоговый (система мер по контролю за исполнением налогового законодательства), валютный (за порядком обращения валютных ценностей), страховой (за формированием и использованием специализированных страховых фондов), контроль за денежным обращением - для каждого из этих видов существуют свои органы; по статусу субъекта, осуществляющего контрольные действия, и характеристике его взаимодействия с проверяемым: государственный (элемент финансовой деятельности государства, осуществляемой всей системой органов власти и управления и состоящей в проверке законности и эффективности формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов: общий (Президент, Правительство) и специализированный (органами специальной компетенции с применением специальных форм и методов контрольной деятельности: вневедомственный (деятельность специально уполномоченных госорганов по проверке законности и эффективности деятельности субъектов общественных отношений, организационно не подчинённых данным органам: Минфин организовал проверку для субъекта: Указ Президента №325 от 26.06.2010 - с ведомственным наоборот; непосредственные субъекты: специальные структурные подразделения контролирующего органа - с правами юрлица и без таких прав: не чаще 1 раза в два года; два случая: органы уголовного преследования по возбуждённым уголовным делам и решение руководителя этого органа без дела) и ведомственный (осуществляется госорганами и иными госорганизациями, республиканскими государственно-общественными объединениями, структурными подразделениями этих органов и организаций, отнесённых к перечню органов, осуществляющих ведомственный контроль Перечнем контролирующих органов Указа №510 Президента и осуществляемых в отношении подчинённых или входящих в их состав (систему) организаций, в том числе обособленными подразделениями, имеющими УНП, и нотариальную контору))) и негосударственный (деятельность частно-правовых субъектов по проверке законности и обоснованности финансово-хозяйственных операций: общественный (основанная на конституционных правах деятельность граждан и общественных организаций по контролю за законностью и эффективностью за финансовой деятельностью в государстве), корпоративный (деятельность специального корпоративного органа, избранного общим собранием организации коллективного типа по проверке законности и обоснованности хозяйственных операций этой организации) и аудит (независимый ФК: предпринимательская деятельность по независимой проверке бухучёта и отчётности, иных финансовых документов, а при необходимости - проверке их деятельности, которая должна отражаться в финансовой отчётности в целях выражения мнения о законности и обоснованности совершаемых финансовых (хозяйственных) операций)).

Аудит: заключается договор на проведение деятельности с аудирующим лицом (договор на оказание услуг). Обязательный - аудит, проводимый в установленный срок в силу прямого указания соответствующего акта законодательства. Следующие организации подлежат обязательному аудиту: акционерные общества; банки и небанковские финансово-кредитные организации; биржи; коммерческие организации с иностранными инвестициями (размер уставных инвестиций не имеет значения); страховые агентства и брокеры (посредник); резиденты Парка Высоких Технологий; организации, осуществляющие гарантированное возмещение банковских вкладов физлиц (у нас гарантируется 100%-ое возвращение вкладов, даже в случае банкротства банка); организации и ИП, у которых объём от выручки и реализации товара за предыдущий отчётный год составляет более 600.000 евро. Проверка - госорганы, аудит - организации; проверка - лишь на соответствие законодательству, аудиторы - ещё оценка финансового состояния, консультации и так далее.

Корпоративный контроль.

4. Формы ФК - способ выражения и организации контрольной деятельности.

Проверка - совокупность мероприятий, проводимых контролирующими органами в отношении проверяемых субъектов на соответствие требованиям законодательства осуществляемой ими деятельности, в том числе совершаемых финансово-хозяйственных операций, а также действий/бездействий их должностных лиц. Указ Президента №510. Проверка - форма контроля (надзора), в ходе которого проверяет соответствие деятельности, осуществляемой проверяемыми субъектами, требованиям законодательства, и при выявлении нарушений законодательства применяет полномочия, предоставленные законодательными актами в целях пресечения нарушений и устранения… В зависимости от места проведения проверки: камеральные (по месту нахождения контролирующего органа или организации); по месту осуществления хозяйственной деятельности; … на основании представленных контролирующими органами сводный план проверок, в том числе и ведомственных; внеплановые проверки не могут инициироваться на пустом месте, нужны достаточные основания; проверка, проводимая по результатам ранее проведённых проверок, выявивших нарушение установленного порядка финансово-хозяйственной деятельности с целью проверки исправления сделанных замечаний; встречные (проводимые в связи с проведением проверки у контрагента данного субъекта с целью установления достоверности совершённых финансово-хозяйственных операций между ними); по объёму проводимых контрольных мероприятий: комплексные (в ходе их изучению подлежат большинство или все вопросы финансово-хозяйственной деятельности проверяемых субъектов); тематические (в ходе их изучению подлежат отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности).

Финансовый учёт - способ организации финансово-контрольной деятельности, заключающийся в непрерывном документальном отражении финансово-хозяйственной деятельности (операций) с целью обеспечения финансовой дисциплины.

Орган финансово-контрольный - Департамент финансового мониторинга.

Финансовый мониторинг - сбор контролирующими органами на постоянной основе сведений о совершаемых хозяйственных и финансовых операциях с целью выявления незаконных или необоснованных операций и предотвращения отмывания доходов (Указ Президента от 14.09.2003 №403 (408)).

Методы ФК - совокупность приёмов и способов, направленных на выявление действительного содержания финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта.

Классификация методов: документальные (действия контролирующих лиц по изучению достоверности системы бухучёта, законности и достоверности бухгалтерских и иных документов, отражающих финансово-хозяйственную деятельность проверяемого субъекта), фактические (совокупность действий с материально-вещественными, денежными объектами, направленные на установление их действительного наличия или использования в ходе хоздеятельности проверяемого субъекта - контрольная закупка), расчётные (распространение по аналогии условий финансово-хозяйственных операций, отражённых в операциях, в отношении которых отсутствуют документально подтверждённые данные и их распространение сведений в нормальных условиях деятельности в данной сфере отношений на субъект, у которого отсутствует бухучёт в проверяемой области - Постановление СМ №426 от 26.03.2010: нужно взять 3 субъекта хоздеятельности в сходной сфере - на основании этого считаются средние нормальные условия), аналитические (совокупность мер, данных финансово-хозяйственной деятельности контролируемого субъекта - анализ данных) (расчётно-аналитические - иногда объединяют последние две группы).

6. За 10 рабочих дней субъект извещается о проведении предстоящей проверки. Издаётся соответствующий документ руководителем контрольного органа. Указ №510 - сроки: зависят от вида проверок: ИП, частные нотариусы и адвокаты в индивидуальном порядке - 15 рабочих дней максимальный срок проведения проверки; может быть продлён однократно до 15 дней однократно, до 3-х месяцев перенесён может быть (если нужно получить сведения за границей). Явление на объект (внесение в книгу учёта проверок сведений о проверке). Ознакомление руководства проверяемого субъекта с перечнем вопросов, которые подлежат проверке, информация может быть отражена в контрольном списке вопросов. Должен быть акт подписан руководителями контролирующей и контролируемой организаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: