Раздел Содержательный раздел

2.1.Описание образовательной деятельности

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

При разработке этого раздела образовательной программы важно ориентироваться на содержание, обозначенное во ФГОС и содержание примерных программ, которые выбраны ДОУ и реализуются в образовательном процессе.

2.2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;

2.2.1 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

При проектировании этого раздела важно отразить технологии, методы, способы, которые используются в конкретном образовательном учреждении, а не существуют вообще в практике дошкольного образования. Например: при организации образовательного процесса в группах младшего возраста используется технология М. Монтессори; педагоги организуют игровую деятельность по технологии Н. Коротковой и Н. Михайленко; с детьми старшего дошкольного возраста реализуются совместные проекты с родителями; социально-эмоциональное развитие детей осуществляется в соответствии с программой «Мой мир» и т.д.

2.2.2 Способы и направления поддержки детской инициативы

Учитывая, что основной идеей ФГОС дошкольного образования и соответственно содержания образовательной программы, является идея позитивной социализации, важно зафиксировать возможные и разнообразные формы, методы и способы, направленные на формирование у детей уверенности в себе и своих силах; желания и стремления детей быть успешными и необходимыми; готовности и способности проявлять инициативу и творчество. Например: в групповых комнатах и приемных, холлах детского сада организуются индивидуальные выставки детских поделок и рисунков; организуются презентации детских проектов, конкурсы авторских стихов и песенок.

2.2.3 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Несомненно, что в каждом образовательном учреждении практикуются свои наработанные способы взаимодействия с семьями воспитанников. В образовательной программе прописываются способы взаимодействия, которые отличают конкретное учреждение: использование ИКТ технологий (мультимедиа, фоторамки, видеозаписи и т.д.), проведение интерактивных мероприятий (брифингов, конференций, форумов и т.д.), организация клубов по интересам. Важно, чтобы было не просто перечисление форм взаимодействия, а представление особенностей этого взаимодействия в рамках конкретного учреждения.

2.2.4 Иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы

В этом разделе по желанию разработчиков образовательной программы фиксируются традиции коллектива, традиции, присущие организации образовательного процесса: проведение фестивалей, конкурсов, ежегодных конференций, существование детских объединений, мероприятия в рамках сетевого взаимодействия ДОУ с другими организациями.

2.2.5 Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений

Эта часть Программы может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

-специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

-выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

-сложившиеся традиции Организации или Группы.

Региональный компонент является областью освоения ребенком' мира, где его ценности показаны через культуру, историю своего края. Ребенок осознает, что его малая родина - это часть огромной страны и мира. В его жизни происходят все те ценностные явления, что и на всей Земле. Но, с другой стороны, у ребенка формируется понимание своеобразия той родной страны, где он родился и живет. Он должен знать свои корни, свою предысторию.

Свобода выбора регионального содержания дает возможность отражать специфику культуры России, Алтайского края путем выделения комплекса особенностей культуры региона и связи его с общенациональной культурой. Региональное содержание программы разрабатывается с учетом исторического прошлого, характера и структуры местных ремесел, настоящего и будущего Алтайского края. Традиционная региональная культура, став предметом деятельностного, практического освоения детьми, должна конкретизировать общечеловеческие ценности: трудолюбие, дружелюбие, бесстрашие, отсутствие национальной неприязни. Необходимо, чтобы программа предусматривала освоение регионального содержания через реализацию системно-деятельностного подхода, когда дети не просто усваивают непонятные сведения из истории Алтая, своего села или города, а проживают реальные эмоциональные события, совершают понятные для них действия и поступки. Важно, чтобы дети активно, эмоционально, с желанием и собственно детской инициативой познавали традиции и особенности культуры своего села или города; проявляли искренне заинтересованное внимание к культуре, природе родного края, людям, которые живут рядом и нуждаются в нашей помощи и поддержке.

При разработке педагогами рабочих программ, важно понимать:

1. Структура рабочей программы аналогична структуре образовательной программе, представленной в документе ФГОС (целевой, содержательный и организационные разделы).

2. Содержание рабочей программы направлено на реализацию образовательного содержания различных направлений развития детей (из числа парциальных программ или программ, созданных педагогами самостоятельно). Выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми зависит от потребностей и интересов детей, а также возможностей педагогического коллектива, сложившихся традиций Организации или группы.

3. В рабочей программе должны учитываться образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов. Программа должна быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Несомненно, что в особенности Алтайского края (культурно-исторические, природные, социальные) должны быть отражены при разработке части образовательной программы, которая формируется участниками образовательных отношений.

2.3.Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: