Вопросы. 1. Как менялись ваши ощущения при переходе от «Я должен » к «Я хочу » и «Я могу »?

1. Как менялись ваши ощущения при переходе от «Я должен…» к «Я хочу…» и «Я могу…»?

2. Что означает для вас (и для психотерапевта) наличие предложений, вызвавших у вас сопротивление? О чем они свидетельствуют?

Примечание. Данные вопросы активизируют работу по осознанию единства ведущих модальных предикатов активности человека (фреймов, по Б. М. Величковскому, 2006) – «должен»–«хочу»–«могу», собственных барьеров, приводят к пониманию своей проблемы. Идет осознание препятствий, несоответствия (нарушения конгруэнтности) в переходах «должен»–«хочу»–«могу». А это – важный шаг для осознания нереализованных потребностей, поиска смыслов, понимания причин когнитивного диссонанса и необходимости работы по его преодолению.

3. Что дают вам результаты этого задания для понимания вашей свободы?

4. Какие выводы можно сделать по поводу свободы на основании этой методики, если у человека при выполнении задания не было сопротивлений (когнитивного диссонанса)?

5. Что можно сказать о личных ощущениях, внутренней свободе человека, прогнозе эффективности его деятельности при существенном несоответствии «Я должен…», «Я хочу…» и «Я могу…»?

6. Каким образом следует проводить психотерапевтическую работу, если в этом возникнет необходимость?

Задание 14. «Рисунок на двоих» (на основе гештальттехники из тренинга Д. Н. Хломова)

Цель. Осознание границ контакта, стремления слиться с другим человеком или конкурировать с ним, проявления сопротивления для сохранения собственной автономии.

Необходимый материал. Для каждой пары участников – один лист бумаги формата А4, краски, кисточки, стакан с водой, фломастеры, цветные карандаши, видеокамера.

Ход проведения. Инструкция: «Выберите себе партнера и сядьте рядом. Возьмите карандаши, фломастеры, мелки – так, чтобы ваши цвета отличались от цвета партнера, и нарисуйте без слов все, что вы хотите. У вас один лист бумаги на двоих, т. е. на двоих – одно и то же пространство. Если что‑то не понравится, то вы можете возразить, но не словами, а кисточкой». Задание выполняется в течение 20 минут.

После того как рисунки готовы, члены каждой диады показывают рисунок группе в общем круге и рассказывают всем (один говорит, другие слушают) о своей работе по плану.

1. Кто начал рисовать, в каком месте листа – сверху или снизу? Кто нарисовал линию основы?

2. Что видел, сделал, почувствовал?

3. Какой основной цвет вы взяли?

4. Содержание работы: совместное или несовместное?

5. Что является основанием в этом рисунке?

6. Когда вы почувствовали, что надо заканчивать работу?

7. Если бы вы были частью этого рисунка, то какой?

Анализ. Обсуждаются вопросы, связанные со стратегией партнеров и чувствами, которые возникали во время выполнения задания: участники диады могут угождать друг другу, а потом испытывать негативные чувства; партнер мог «нападать», подстраиваться, стремиться к контакту (слиянию) или к диспозиции и т. п. Слияние, с позиций гештальтанализа, означает фазу полного контакта – конфлюенцию, когда человек теряет свою индивидуальность, становится зависимым, несвободным. Целью контакта, при котором один человек не подавляет другого, является достижение слияния – инфлюенция. Если совместный рисунок не получается (например, две земли и т. д.), то это означает отсутствие контакта. Психолог напоминает студентам: «У вас максимально свободный вариант. Вы сами рисуете, организуете свою деятельность». Анализируется сила (насыщенность) цвета у каждого из партнеров, динамика развития контакта. Психолог спрашивает: «Кто чувствовал себя свободным в процессе выполнения совместной деятельности?»

Проводится композиционный, цветовой анализ, анализ техники исполнения рисунка, выявляются механизмы сопротивления – «конфлюенция», «инфлюенция», «проекция», «растворение ядра», «интроекция», «ретрофлексия». Виды сопротивления обсуждаются с целью осознания переживания своей несвободы в совместной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: