Цель. Выявить феномен свободы – несвободы в совместной творческой деятельности, обнаружить показатели свободы‑несвободы творчества при демократическом и авторитарном типах взаимодействия.
Необходимый материал. На каждую пару участников – один лист бумаги формата А4, краски, кисточка, стакан воды, видеокамера.
Ход проведения и анализ результатов имеются в главе 5 данного учебного пособия.
Вопросы.
1. Какой стиль управления является оптимальным для совместного творчества? Возможна ли свобода творчества при авторитарном стиле управления?
2. При каких условиях необходим авторитарный стиль взаимодействия в системе «учитель – ученик»?
3. В чем отличие демократического от попустительского стиля взаимодействия?
4. При каком стиле взаимодействия (авторитарном, демократическом, попустительском) в системе «учитель – ученик» студент, курсант военного университета может сам ставить перед собой трудные, но достижимые цели, брать на себя ответственность за достижение этих целей и быть эффективным в своей деятельности?
5. Чем отличается демократический стиль от либерального (попустительского)?
6. Почему некоторые из «учителей» перешли в ходе выполнения задания с авторитарного типа управления на демократический?
7. Может ли возникнуть дополнительная мотивация в учебной деятельности учащихся при авторитарном учителе?
Задание 16. Рисунок «Мое несвободное “Я”»– «Мое свободное “Я”»
Цель. В ходе выполнения задания объективировать – через рисунок вывести на осознаваемый план рефлексии глубинные представления о личной свободе – несвободе.
В процессе творческой деятельности полнее актуализируется состояние личной свободы, через продукты творчества – знаки, символы обнаруживается ее экзистенциальное значение. Предметом анализа выступают: наличие границ в рисунках, сопротивления, архетипы и символы, характеристики цвета, формы, динамики, соотношения образов и т. д. Для обработки результатов творческой деятельности используются юнгианские техники интерпретации рисунков, гештальтанализ рисунков, интерпретации по тестам «Дерево», «Дом – Дерево – Человек», цветовой тест Люшера. В ходе проведения рисуночной техники «Мое несвободное “Я”» – «Мое свободное “Я”» человек получает возможность яснее представить свое актуальное состояние, увидеть внутренние и внешние конфликты, осознать зависимости и препятствия в деятельности, а также ресурсы достижения личной свободы.
Необходимый материал. На каждого человека – два листа бумаги формата А4, краски, кисточка, стакан с водой, фломастеры.