Программа спецкурса «Психология свободы»

(Объем 48 часов: из них лекций – 14, семинаров – 10, практических занятий – 18, консультаций – 2, зачетов – 4).

Раздел I. Теоретико‑методологические основания понимания феномена свободы.

Возможное распределение часов занятий: лекции – 6 часов, семинары – 2 часа, практические занятия – 4 часа.

На практических занятиях рекомендуется использовать задания 1, 4, 5, 12, 13, 15 из приложения).

Темы лекционных и семинарских занятий.

1. Основные философские идеи, значимые для понимания феномена свободы в психологии.

2. Понимание свободы в немецкой философии.

3. Понимание свободы в экзистенциализме.

4. Понимание свободы в русской философии.

Рекомендуемая литература.

1. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. – М.: Республика, 1994.

2. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. – М.: Правда, 1989.

3. Гегель Г. Философия духа. Энциклопедия философских наук. Т. 3. – М.: Мысль, 1977.

4. Ницше Ф. Соч. В 2 т. М.: Мысль, 1990.

5. Соловьев Вл. С. Сочинения: В 2 т. – М.: Мысль, 1988.

6. Ясперс К. Общая психопатология. – М.: Практика, 1997.

7. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991.

Раздел II. Изучение феномена свободы в зарубежной психологии.

Возможное распределение часов занятий: лекции – 4 часа, семинары – 2 часа, практические занятия – 2 часа.

На практических занятиях рекомендуется использовать задания 2, 8, 9, 11 из приложения).

Темы лекционных и семинарских занятий.

1. Понимание свободы в психоаналитическом направлении.

2. Юнгианский подход к пониманию свободы.

3. Понимание свободы в экзистенциализме.

4. Трактовка свободы в социально‑когнитивном направлении.

5. Возможности быть свободным с позиций когнитивной психологии.

6. Исследование феномена свободы как самодетерминации.

Рекомендуемая литература.

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995.

2. Бинсвангер Л. Бытие‑в‑мире. – М.: Рефлбук, 1999.

3. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2003.

4. Мэй Р. Мужество творить: очерк психологии творчества. – Львов: Инициатива; М.: Ин‑т общегуманитарных исследований, 2001.

5. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. – М.: Издательская группа «Прогресс»; «Универс», 1994.

6. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.

7. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. – М.: Ренессанс, 1991.

8. Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Прогресс, 1990.

9. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика, 1992.

10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер Пресс, 1997.

11. Человек и его символы / Под ред. К. Г. Юнга. – СПб.: БСК, 1996.

12. Юнг К. Архетип и символ. – М.: Ренессанс, 1991.

Раздел III. Изучение феномена свободы в отечественной психологии.

Возможное распределение часов занятий: лекции – 2 часа, семинары – 2 часа, практические занятия – 2 часа.

На практических занятиях рекомендуется использовать задание 10 из приложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: