(Объем 48 часов: из них лекций – 14, семинаров – 10, практических занятий – 18, консультаций – 2, зачетов – 4).
Раздел I. Теоретико‑методологические основания понимания феномена свободы.
Возможное распределение часов занятий: лекции – 6 часов, семинары – 2 часа, практические занятия – 4 часа.
На практических занятиях рекомендуется использовать задания 1, 4, 5, 12, 13, 15 из приложения).
Темы лекционных и семинарских занятий.
1. Основные философские идеи, значимые для понимания феномена свободы в психологии.
2. Понимание свободы в немецкой философии.
3. Понимание свободы в экзистенциализме.
4. Понимание свободы в русской философии.
Рекомендуемая литература.
1. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. – М.: Республика, 1994.
2. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. – М.: Правда, 1989.
3. Гегель Г. Философия духа. Энциклопедия философских наук. Т. 3. – М.: Мысль, 1977.
4. Ницше Ф. Соч. В 2 т. М.: Мысль, 1990.
5. Соловьев Вл. С. Сочинения: В 2 т. – М.: Мысль, 1988.
6. Ясперс К. Общая психопатология. – М.: Практика, 1997.
7. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991.
Раздел II. Изучение феномена свободы в зарубежной психологии.
Возможное распределение часов занятий: лекции – 4 часа, семинары – 2 часа, практические занятия – 2 часа.
На практических занятиях рекомендуется использовать задания 2, 8, 9, 11 из приложения).
Темы лекционных и семинарских занятий.
1. Понимание свободы в психоаналитическом направлении.
2. Юнгианский подход к пониманию свободы.
3. Понимание свободы в экзистенциализме.
4. Трактовка свободы в социально‑когнитивном направлении.
5. Возможности быть свободным с позиций когнитивной психологии.
6. Исследование феномена свободы как самодетерминации.
Рекомендуемая литература.
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995.
2. Бинсвангер Л. Бытие‑в‑мире. – М.: Рефлбук, 1999.
3. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2003.
4. Мэй Р. Мужество творить: очерк психологии творчества. – Львов: Инициатива; М.: Ин‑т общегуманитарных исследований, 2001.
5. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. – М.: Издательская группа «Прогресс»; «Универс», 1994.
6. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.
7. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. – М.: Ренессанс, 1991.
8. Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Прогресс, 1990.
9. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика, 1992.
10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер Пресс, 1997.
11. Человек и его символы / Под ред. К. Г. Юнга. – СПб.: БСК, 1996.
12. Юнг К. Архетип и символ. – М.: Ренессанс, 1991.
Раздел III. Изучение феномена свободы в отечественной психологии.
Возможное распределение часов занятий: лекции – 2 часа, семинары – 2 часа, практические занятия – 2 часа.
На практических занятиях рекомендуется использовать задание 10 из приложения.