Задачи обучения

Ориентироваться в различных явлениях природы, изучить свойства сред, уметь делать измерения на физических приборах, знать основы техники безопасности.

Конечные результаты изучения физики:

Студент должен:

ЗНАТЬ:

· Основные законы физики

· Основные свойства твердых, жидких, газообразных сред.

· Физические свойства некоторых биологических тканей и жидкостей:

· Характеристики физических факторов (лечебных, производственных),

· оказывающих воздействие на организм; биофизические механизмы такого воздействия.

· Физическую характеристику информации на выходе из медицинского прибора.

· Технику безопасности при работе с аппаратурой.

УМЕТЬ:

· Производить основные физические измерения, обрабатывать результаты измерений и использовать для этого вычислительные средства.

· Работать на электромедицинской аппаратуре, определенной типовым перечнем оборудования.

· Применять компьютеры для исследования физических и биологических процессов с использованием моделей.

Владение навыками:

· Измерять параметры ионизирующих излучений;

· Выбирать рациональные подходы к идентификации или установлению строения различных веществ на базе физико-химических методов;

· Самостоятельно работать с литературой, вести поиск, работать с табличным и графическим материалом, работать в сети Интернет

Пререквизиты – для эффективного обучения дисциплины “Физика” студенту необходимо знания по дисциплинам, математика, биология

Постреквизиты – знания по дисциплине “Физика” необходимы для изучения физколлоидной химии, аналитической химии, биологической химии, фармацевтической химии, технологии лекарственных веществ.

2. Тематический план лекций.

Темы Часы
1. Кинематика материальной точки и твердого тела.  
2. Динамика материальной точки и системы материальных точек  
3. Динамика твердого тела  
4. Основные представления молекулярно-кинетической теории  
5. Основные понятия и законы термодинамики  
6. Реальные газы. Свойства жидкостей и твердых тел.  
7. Электростатика  
8. Электронные и ионные явления  
9. Постоянный электрический ток  
10. Магнитное поле  
11. Колебания и волны  
12. Электромагнитные колебания и волны.  
13. Волновые свойства света  
14. Основные представления квантовой механики  
15. Свойства ядер. Радиоактивность.  
  Всего часов: 15ч.

Тематический план практических занятий.

Темы Часы
1. Вводное занятие. Элементы статистической обработки экспериментальных данных  
  Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкостей  
  Определения вязкости жидкости капиллярным вискозиметром  
4. Изучение основных характеристик звука  
5. Распределение силовых линий и эквипотенциальных поверхностей электростатистического поля.  
  Исследование последовательных цепей переменного тока  
7. Изучение электронно-дырочного перехода в полупроводниках  
8. Рубежный контроль  
9. Градуировка термоэлектрического термометра  
  Изучение характеристик дифракционной решетки на оптической скамье  
11. Изучение вращения плоскости поляризация и определения концентрации сахарных растворов с помощью сахариметров  
12. Измерение показателей преломления жидкостей методом рефрактометра  
13. Физика атомов и молекул  
14. Атомное ядро и элементарные частицы  
15. Рубежный контроль  
  Всего часов: 30 ч.

Тематический план СРСП

Темы Часы
1. Кинематика материальной точки  
2. Динамика материальной точки  
3. Динамика твердого тела  
4. Гармонические колебания. Волновые процессы.  
  Электростатика. Проводники и диэлектрики в электростатистическом поле  
  Электромагнитные колебания и волны.  
  Газовые законы. Статистические распределения.  
  Основные понятия и законы термодинамики  
9. Реальные газы. Свойства жидкостей и твердых тел  
10. Волновые свойства света  
11. Итоговое занятие  
  Всего часов: 21 ч.

Тематический план СРС.

Темы Часы
1. Реактивное движение. Уравнение Мещерского и формулы Циолковского  
2. Движение твердого тела. Гироскопы  
3. Диффузия в жидкости  
4. Фазовые переходы второго рода.  
  Свойства жидкого гелия. Сверхтекучесть  
6. Волновые свойства частиц  
7. Осмотическое давление. Закон Вант-Гоффа  
8. Физические основы баллистокардиографии  
9. Электростатика.  
10. Электронные и ионные явления  
  Всего часов: 69 ч.

Всего: 10 СРС. Все темы СРС входят в вопросы рубежного и итогового контроля. Студент в течение обучения дисциплины должен сдать на проверку преподавателю только 1 СРС

Задания для самостоятельной работы студентов

I. Написать рефераты по темам:

1. Волновые свойства частиц

2. Осмотические давление. Закон Вант-Гоффа

3. Реактивные движение. Уравнение Мещерского и формулы Циолковского

4. Фазовые перехода второго рода.

5. Свойства жидкого гелия. Сверхтекучесть.

6. Электронные и ионные явления

II. Изучить следующие темы и ответить на тестовые задания:

1. Диффузия в жидкости

2. Физические основы баллистокардиографии

III. Разработать тестовые задания по теме:

1. Движение твердого тела. Гироскопы.

IV. Составить кроссворд по теме:

1. Электростатистика

Литература основная и дополнительная

На русском:

Основная:

1. Грабовский А.М., Курс физики, М.,1982г.

2. Ремизов А.М. Медицинская и биологическая физика, М.,1987г.

3. Ливенцев Н.М. Курс физики, М.,1982г.

4. Эссаулова Н.А. и др. «Руководство к лабораторным работам по

физике»,М., 1983г.

5. Ремизов А.М. Сборник задач по физике, М.,1982

6. Ремизов А.Н., Потапенко АЯ. Курс физики Уч. для вузов М. 2002., Дрофа

7. Блохина М.Е., Эссаулова И.А., Мансурова Г.В. Руководства к лабораторной работе по медицинской и биологической физике

Дополнительная:

1. Ремизов А.М. Курс физики, электроники и кибернетики, М.,1982г.

2.. Горский Ф.к. "Физический практикум", 1985

3. Анисимов В.Е. «Основы медицинской кибернетики», М.,1982г.

4. Хитун В.А. «Практикум по физике», 1972г.

На казахском:

Основная:

1. Қожанов Т.А Рысмендеев. Физика курсы. Алматы., 2000. т-1.

2. Арызханов Б.«Физика курсы, Алматы: Мектеп, 1988, 106 бет.

Дополнительная:

1. Абдулаев Ж. «Физика курсы, Алматы, Білім, 1994ж

2. Сарсембинов Ш.Ш., Ахметов Е.А., Ронжин В.В., Кошкимбаева А.Ш. « Жалпы физикалық практикум. Алматы: Megapolіs Corpotatіon 1999ж.

3. Ахметов Е.А. Жұманов К.Б. Өмірбекова З.К. Электр және магнетизм практикумы. А: Қазақ университеті 1997ж.

Методы обучения и преподавания: лекций, практические занятия, СРСП, СРС.

  • Лекции: обзорные лекции, с использованием слайдов, таблиц, новейшей технологии (ноутбука и lcd–проектора).

Практические занятия: работа в учебных группах с использованием физических приборов, консультации по теме, дискуссии, разбор и обсуждение случаев, выполнение лабораторных работ, обсуждение проведенных лабораторных работ, оформление протокола их результатов, подведение итогов.

  • Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя:

семинары, работа в учебных группах с использованием физических приборов, дискуссии, решение ситуационных и типовых задач, электронные презентации, обсуждение результатов выполнения индивидуальных и групповых заданий.

· Самостоятельная работа студентов: работа студентов в библиотеке с учебно-методическими пособиями, справочниками, составление кроссворда, глоссария, подготовка презентаций, подготовка и защита рефератов, докладов по темам.

Критерии и правила оценки знаний:

Текущий контроль t
– оценка уровня сформированности компетенций

t= (Z+N+K+P+S)/n, где n – количество заданий по всем компетенциям

Z: z1+z2+…+zn - Оценки за знания (тестирование, устный опрос)_

N: n1+n2+…+nn - Оценки за навыки (решение задачи, лаборторная работа)

K: k1+k2+…+kn - Оценки за коммуникативные (обмен мнениями по основным вопросам темы)

P: p1+p2+…+pn - Оценки за правовые компетенций ( соблюдение правила техника безопасности при работе с приборами, последствия ионизирующих излучения и т.д.)

S: s1+ s2+…+sn - Оценки за СРС ( индивидуальная работа с литературой, в интернете, подготовка презентации, решение тестовых заданий, подготовка и защита рефератов, эссе.

Каждая компетенция оценивается по 100-бальной шкале

       
I. Знания Знания оценивается по двум параметрам (устный опрос и тестовые задания) Устный опрос Максимально 100 балла  
1. правильный и полный ответ при устном опросе и обсуждении темы 90-100 баллов  
2. правильный, но неполный ответ при устном опросе и обсуждении темы 75-89 баллов  
3. неполный ответ с некоторыми неточностями 50-74 балла  
4. Нет ответа 0-49 баллов  
  Тестирование максимально 100 балла  
  88-100 % 90-100 балла  
  75-87 % 75-89 балла  
  50-74 % 50-74 балла  
  меньше 50 % 0-49 балл  
II. Практические навыки Решение задач и выполнение лабораторной работы Максимально 100 баллов  
1. правильное решение всех задач, правильно выполненная и оформленная лабораторная работа 90-100 баллов  
2. решение не менее 70 % задач и правильно выполненная, оформленная с незначительными неточностями лабораторная работа 75-89 баллов  
3. решение не менее 50 % задач и правильно выполненная лабораторная работа с незаконченными выводами и графиком 50-74 баллов  
4. решение менее 50 % задач и невыполненная лабораторная работа     Максимально 100 балла
III. Правовая компетенция 1. Полное знание способов обеспечение техники безопасности при работе с приборами - 90-100 б. 2. Недостаточные знания о необходимости обеспечения техники безопасности при работе с приборами – 75-89 балл 3. Недостаточные соблюдение ответственности при работе с приборами - 50-74 балл 4. Не соблюдение ответственности при работе с приборами - 0-49 балл IV. Коммуникативные навыки 1.Правильное объяснение в доступной форме специальных (профессиональных) терминов, понятий (например, в беседе со студентами) 2. Недостаточные знания в доступной форме специальных (профессиональных) терминов, понятий 3. Недостаточные соблюдение ответственности при работе с прибором рефрактометром 4. Не верные определения показателя преломления жидкостей   Максимально 100 баллов 90- 100 баллов 75- 89 баллов 50-74 баллов 0-49 баллов  
  Рубежный контроль Максимально 100 баллов  
а) Тестирование Максимально 100 баллов  
1. 88-100 % 90-100 баллов  
2. 75-87 % 75-89 баллов  
3. 50-74 % 50-74 баллов  
4. Меньше 50 % 0-49 баллов  
б) Выполнение задания Максимально 100 баллов  
  1. правильный и полный ответ при устном опросе и обсуждении темы 90-100 баллов  
  2. правильный, но неполный ответ при устном опросе и обсуждении темы 75-89 баллов  
  3. неполный ответ с некоторыми неточностями 50-74 балла  
  4. Нет ответа 0-49 баллов  
  V. Внеаудиторная самостоятельная работа Максимально 100 баллов  
  1.Полное выполнение всех требований соответствующей формы СРС   - 90-100  
  2.Допущены незначительные ошибки, неточное выполнение задания   - 75-89  
  3.Допущены значительные ошибки, неполное выполнение заданий   - 50-74  
  4.Допущены принципиальные ошибки, невыполнение заданий, несоответствие критериям СРС   - 10 – 49  
  Отсутствие СРС - 0  
                 

.

Текущий контроль: тестирование, устный опрос, решение задач, проверка оформления результатов измерений.

Рубежный контроль: коллоквиум проводится в форме тестирования и устный опрос по билетам

Рейтинг допуска в итоговой оценке студента составляет не менее 60 %, определяется по формуле

Rд= (t+r1+r2)/3 × 0,6

где t – текущий контроль

r1 - первый рубежный контроль,

r2 – второй рубежный контроль


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: