Учебное пособие 8 страница

На рубеже XIX—XX вв. Германия стала одним из ведущих экспортеров промышленной продукции, составлявшей примерно 73 % всего немецкого экспорта. Только за период 1900—1903 гг. объем внешней торговли удвоился. Особенно значительной стала морская торговля, уже свыше половины внешнеторгового оборота Германии осуществлялось на немецких судах. Однако внешнеторговые позиции Германии осложнялись отсутствием значительных колониальных владений. В этой ситуации, чтобы побеждать в конкурентной борьбе на мировых рынках, немецкие производители уделяли особое внимание качеству своей продукции — в конце XIX в. они сумели пробить себе дорогу даже на английский рынок. Вместе с тем на рубеже веков стоимость импорта в Германии все же превышала стоимость экспорта, поскольку значительные средства направлялись на закупки продовольствия (прежде всего хлеба) и промышленного сырья: железной руды, лесоматериалов, нефтепродуктов, шерсти, хлопка (примерно 60 % немецкого импорта).

Дефицит торгового баланса покрывался прибылями, получаемыми от возраставших иностранных инвестиций германского капитала. Однако в отличие от стран «старого капитализма», для германской экономики вывоз капитала был менее значимым, чем экспорт товара. Во многом это было обусловлено тем, что немецкая промышленность переросла масштабы внутреннего рынка, и небольшими колониальными владениями.

В рассматриваемый период в Германии бурными темпами шел процесс концентрации и централизации промышленного и банковского капитала. На его основе после экономического кризиса 1873 г. в стране стали быстро возникать первые монополии — в 1880—90-х гг. ежегодно до 20 картелей. Этому способствовала протекционистская политика властей, помогавшая немецким предпринимателям монополизировать внутренний рынок. Активная монополизация обусловливалась и тем, что страна еще не имела своих колоний, поэтому немецкие промышленники объединялись для совместного выхода на внешние рынки. В этой связи германские монополии (преимущественно картели) обычно объединяли большое количество предприятий (иногда до 100). В 1880-х гг. были образованы крупнейшие «Рейнско-Вестфальский чугунолитейный картель» и «Германский союз прокатных заводов». В 1890-х гг. появились «Рейнско-Вестфальский каменноугольный синдикат», контролировавший до 50 % добычи угля в стране, и первые концерны в электротехнической промышленности — «Всеобщее электрическое общество» (АЭГ) и «Сименс-Гальске и Сименс-Шуккерт». В 1900 г. в Германии насчитывалось уже около 300 картелей.

Особенно широкий размах приняла монополизация немецкой экономики после экономического кризиса 1900—1903 гг. Наиболее монополизированной оказалась тяжелая промышленность. В начале XX в. были основаны «Стальной трест» и «Верхнесилезский союз сталелитейных заводов». Тяжелая и военная индустрия Германии находилась под контролем таких промышленных магнатов как Э. Кирдорф, Г. Крупп, Г. Стиннес, А. Тиссен и др. Накануне Первой мировой войны в Германии существовало уже более 600 монополий.

Одновременно с промышленной сферой в Германии шла монополизация и банковского дела. К 1914 г. около 85 % всех банковских капиталов и вкладов находилось в руках 9 крупнейших германских банков, таких как Немецкий банк, Учетное общество, Дармштадтский банк, Дрезденский банк и др. В отличие от Англии и Франции банковский капитал Германии почти не имел выхода за рубеж и использовался в основном внутри страны, что способствовало развитию немецкой экономики.

Испытывая потребность в рынках сбыта и сырьевых ресурсах, немецкие монополии стремились заключать различные международные соглашения. Накануне Первой мировой войны германский капитал участвовал в создании около 100 международных компаний. Однако, считая себя обделенными при разделе мира, правящие круги Германии стремились к созданию своей колониальной империи. В немецком обществе широкое распространение получила идея «нехватки жизненного пространства». В середине 80-х гг. XIX в. Германия начала колониальную экспансию. Первоначально этой проблемой занимались крупнейшие частные компании, монополии, создавшие в 1887 г. «Германское колониальное общество». Затем к решению колониального вопроса приступило государство. Первые немецкие колонии были образованы в середине 1880-х гг. в Юго-Западной и Восточной Африке, под протекторатом Германии оказались Того и Камерун. В 1885 г. Германия захватила Маршалловы острова, а в 1899 г. приобрела у Испании Каролинские и Марианские острова и острова Палау. В 1897 г. сферой влияния Германии стала провинция Шаньдунь в Китае, где немецкие монополии получили право строить железные дороги и использовать природные ресурсы. В конце XIX — начале XX в. усилилось немецкое присутствие в Турции: с участием Германии строилась Багдадская железная дорога и промышленные предприятия. Вместе с тем накануне Первой мировой войны немецкие колониальные владения по площади были в 11 раз меньше английских и в 4 раза — французских. Считая такое положение несправедливым, правящие круги Германии в конце XIX в. развернули широкую пропаганду войны за передел уже поделенного мира.

Таким образом, в Германии формирование индустриальной цивилизации проходило на фоне сохранения довольно сильных феодальных пережитков. Вместе с тем, став на путь форсированной модернизации, Германская империя на рубеже XIX—XX вв. создала мощную индустрию, основанную на новейших технологиях. В итоге она заняла вторую позицию в мировом промышленном производстве. Ускоренный экономический рывок позволил Германии в начале XX в. стать самой мощной страной «второго эшелона» и войти в ранг ведущих держав мира.

4. Италия: становление
аграрно-индустриальной экономики

Политическое объединение Италии дало мощный толчок формированию национального рынка, ускорило модернизационные процессы в стране. В условиях новой технологической революции, глубокой перестройки системы общественного производства, растущей экономической экспансии ведущих держав Италия, как и другие страны «второго эшелона» модернизации, встала на путь ускоренной индустриализации. При этом во всех преобразованиях ключевую роль играло государство. Темпы роста итальянского промышленного производства в 1880-х гг. были довольно высокими — в среднем 4,6 % в год. Страна из аграрной постепенно становилась аграрно-индустриальной с развитой фабрично-заводской промышленностью и банковской системой.

Вместе с тем в последней трети XIX в. экономическое развитие Италии заметно отставало от других стран Запада. В первую очередь это было обусловлено незавершенностью буржуазно-демократической революции 1848—1849 гг., сохранением пережитков феодализма — крупного землевладения и крестьянского малоземелья, ограничивающих модернизационные процессы в стране.

Развитие итальянской промышленности сдерживалось узостью потребительского рынка, что обусловливалось нищетой основного населения страны — крестьянства и массовой эмиграцией итальянской бедноты. Промышленность страны не могла обеспечить работой массы разорявшихся крестьян и ремесленников, пополнявших ряды городской бедноты. Кроме того, сплошная неграмотность выходцев из сельских районов исключала возможность их использования в промышленном производстве, нуждавшемся в квалифицированном труде. Вследствие этого в последней трети XIX в. широкий масштаб в стране приняла эмиграция, что являлось признаком серьезного неблагополучия итальянской экономики. За 1901—1914 гг. за границу уехало более 7,5 млн человек.

Негативно сказывалась на индустриализации Италии диспропорциональность, неравномерность ее экономического развития. Существовало как бы «две Италии»: промышленно развитый Север и аграрный, по-прежнему крайне отсталый Юг. На Юге, в патриархальной глубинке, еще сильны были принципы традиционализма, поэтому здесь в целом враждебно воспринимали капиталистические порядки и технический прогресс. Серьезным тормозом для развития итальянской экономики было отсутствие собственной сырьевой базы и, в этой связи, зависимость страны от импорта необходимого для промышленности сырья. Препятствия, стоявшие на пути развития итальянской промышленности приводили к тому, что экономические кризисы в стране принимали затяжной характер. Только к концу XIX в. в Италии завершился промышленный переворот, когда в развитых странах Запада уже полным ходом шла индустриализация и капитализм переходил на монополистическую стадию развития.

Кроме того, условия развития капитализма в Италии были причиной довольно слабых позиций буржуазии. Последняя была здесь малочисленной, сильно зависимой от государственной помощи и поддержки иностранного капитала. Такое положение итальянской буржуазии, несомненно, сдерживало ее предпринимательскую активность.

Осознавая всю опасность экономического отставания в условиях торговой и финансовой экспансии ведущих держав, Италия в 80-х гг. XIX в. встала на путь форсированной индустриализации. Большое значение при этом имела целенаправленная государственная политика. Особенно быстро итальянская промышленность стала расти после экономического кризиса 1887 г. А на рубеже XIX—ХХ вв., как и в других странах Запада, в Италии начался стремительный экономический подъем, продолжавшийся с небольшими перерывами до начала Первой мировой войны. Он был обусловлен рядом факторов: влиянием международной конкуренции, возможностью заимствования форм и опыта организации производства и банковского дела у передовых стран, притоком иностранного капитала, в первую очередь германского, английского и французского, а также протекционистской политикой итальянских властей.

В годы экономического подъема наиболее интенсивно в Италии развивались ключевые отрасли современной индустрии, находившиеся до этого времени в зачаточном состоянии: электроэнергетическая, химическая, машиностроительная, металлургическая. В конце XIX в. возникло итальянское автомобилестроение, а в 1907 г. в стране насчитывалось уже 70 автомобильных фирм, крупнейшими среди которых были ФИАТ и «Ланча». Успешно развивались и обновлялись традиционные отрасли производства, прежде всего, текстильная. Здесь особенно возросла значимость хлопчатобумажной промышленности, пользовавшейся покровительством государства.

В целом итоги экономического подъема были впечатляющими: среднегодовой прирост промышленного производства в 1896—1908 гг. составил 6,7 %, в 1900—1911 г. число промышленных предприятий возросло более чем в 2 раза, за 1897—1914 гг. национальный доход страны увеличился почти в 2 раза.

Однако в отличие от передовых стран отмеченный экономический подъем в Италии проходил весьма сложно. Страна по-прежнему испытывала острую потребность в инвестициях. В этой связи ключевую роль в развитии итальянской индустрии играли иностранный капитал и государственные субсидии. Многие предприятия в Италии строились на иностранные средства — прежде всего немецкие, английские, французские. Так, в конце XIX в. при участии немецкого капитала под итальянской вывеской были основаны крупнейшие банки Италии: Римский банк (1880), Итальянский Коммерческий банк (1894), Кредитный банк (1895). На итальянскую почву переносился германский опыт, прививались организационные и технические формы индустрии развитых стран. Иностранный капитал, особенно немецкий, был представлен в административных советах итальянских банков и страховых обществ, принимал широкое участие во внешней торговле, в развитии новейших отраслей производства и, в целом, сыграл большую роль в становлении итальянской экономики. Определенную роль в индустриализации страны сыграло и укреплявшееся деловое сотрудничество между крупной буржуазией, располагавшей капиталом и опытом управления, и представителями старинных дворянских родов, обладавшими громкими титулами, родовыми состояниями и обширными связями.

Власти Италии, серьезно обеспокоенные экономическим отставанием страны, широко субсидировали строительство и развитие новых предприятий. Так, в конце XIX в. небольшому металлургическому предприятию в городе Терни были выделены огромные государственные субсидии, дотации и предоставлены выгодные заказы. Благодаря этому завод быстро вырос, превратившись в большой комплекс металлургических предприятий. В начале XX в. такие же крупные, хорошо оборудованные производства возникли и в других районах Италии. Все они были построены в основном на государственные средства. Столь же сильную поддержку государства (дотациями, субсидиями и выгодными заказами) получали в Италии судостроительные, навигационные, машиностроительные, электротехнические компании. При поддержке банков и государства в начале XX в. в стране быстро развивалась химическая отрасль: резиновая промышленность, производство удобрений, электрохимическая индустрия.

Стремясь как можно быстрее выйти на уровень лидирующих держав, итальянское государство само включилось в предпринимательскую деятельность. Так, военное и военно-морское министерства ведали рядом военных заводов и арсеналов. В 1905 г. итальянское правительство взяло в свои руки эксплуатацию основной железнодорожной сети страны, выплатив ведущим железнодорожным компаниям крупные компенсации, когда они оказались на грани краха. Правительство также поставило под свой контроль изготовление и продажу населению лекарства хинин в связи с ростом в стране заболеваемости малярией. Кроме того, государство монополизировало обработку табака и добычу соли.

В период экономического подъема в Италии заметно усилился процесс концентрации производства и централизации капитала, активно создавались акционерные общества. В 1898—1907 гг. один за другим появлялись крупные металлургические, металлообрабатывающие, машиностроительные заводы. Мощный толчок указанным процессам дал экономический кризис 1907—1908 гг. Рост концентрации производства и капитала способствовал быстрому перерастанию «свободного» капитализма в монополистический. На рубеже XIX—XX вв. в стране появились первые еще неустойчивые и слабые монополии. В значительной степени монополизации производства содействовало итальянское правительство. Стремясь поднять экономический потенциал страны, оно действовало в тесном союзе с крупнейшими банками страны, которые также способствовали возникновению первых монополий. Правительство предоставляло различные привилегии и льготы монополиям, а банки их финансировали. В результате уже в начале XX в. в стране возник грандиозный «пул», в который входили итальянская металлургия, судостроение, производство оружия. Все участники этого «пула» были тесно связаны между собой, финансировались и контролировались Итальянским Коммерческим банком.

В первое десятилетие XX в. в важнейших отраслях итальянской промышленности, таких как горнорудная, металлургическая, машиностроительная, текстильная, пищевая, сложились монополистические объединения. Например, в металлургической и машиностроительной промышленности — объединения Терни, Орландо, Бреда, в химической — тресты Монтекатини и Пирелли в автомобильной — основанный Л. Аньелли и игравший главную роль в экономике Турина концерн ФИАТ. В 1911 г. значительная часть всего производства чугуна в Италии была сконцентрирована в металлургическом тресте «Ильва», а производство железа и стали — в металлургическом синдикате. Заметную роль в экономической жизни страны играли крупнейшие банки (Римский банк, Кредитный банк, Итальянский Коммерческий банк), финансировавшие и контролировавшие основные отрасли промышленности. Особой активностью отличались туринские предприниматели, ориентировавшиеся на самые динамичные отрасли промышленности. В 1906 г. они создали свою организацию — Туринскую лигу, находившуюся под контролем пьемонтских магнатов Л. Аньелли, Д. Феррариса, Д. Оливетти и др.

Крупные промышленные предприятия, возникшие в годы промышленного подъема, были оборудованы новейшей техникой, на многих из них работало 2—4000 человек. Они располагались главным образом в Северной Италии. Здесь, в особенности в индустриальном треугольнике Милан — Турин — Генуя, был сосредоточен промышленный и финансовый потенциал страны. В то же время в Центральной и Южной Италии отдельные промышленные гиганты сосуществовали с мелким ремесленным, кустарным и полукустарным производством. Свыше 80 % общего числа промышленных предприятий Италии имели не более 10 рабочих, на 80 % из них преобладал ручной труд, все еще велика была на производстве доля женского и детского труда.

Определенных успехов достигло и сельское хозяйство Италии, игравшее в начале XX в. главную роль в экономике страны. В это время в нем выделились три главных отрасли: производство зерна, выращивание и переработка винограда, оливок и цитрусовых, животноводство. В Северной и отчасти Центральной Италии, особенно в долине реки По, утвердилась крупная, средняя и мелкая земельная собственность, образовались хозяйства капиталистического типа. В них использовался наемный труд, техника, производимая продукция шла на внутренний и внешний рынок.

Однако в целом модернизация слабо затронула итальянское сельское хозяйство. В большинстве районов Центральной Италии по-прежнему господствовали полуфеодальная испольщина и феодального типа дворянские поместья — латифундии. А на юге страны (в Апулии, Калабрии, Сицилии), латифундии составляли, как и прежде, сплошной массив земель. Владения семейств Торлония, Боргезе, Киджи и других представителей знати насчитывали десятки тысяч гектаров. Многими землями владела буржуазия, сдававшая их в аренду крупными участками. В то же время мелкие крестьянские хозяйства страдали от безземелья, засилья ростовщического и ссудного капитала, произвола мафии. Большинство же крестьянства Юга становилось батраками, либо арендаторами-испольщиками. Последние отдавали до 3/4 урожая землевладельцам. Отсталый сельскохозяйственный Юг был принесен в жертву индустриализации Севера и, по сути, стал его аграрным придатком. «Южный вопрос» обозначился как острейшая проблема Италии.

Таким образом, капитализм в сельском хозяйстве Италии развивался особенно тяжелым для народа путем, близким к «прусскому» варианту. Испольщики превращались в нищих батраков, мелкие крестьянские наделы продавались с молотка за неуплату долгов. В результате в итальянской деревне, особенно на Юге, процветала нищета. Ежегодно сотни тысяч итальянских крестьян (в первую очередь южных) в поисках работы эмигрировали из страны. Большой размах эмиграция получила с конца XIX в. Такое положение крестьянства лишало итальянскую промышленность емкого внутреннего рынка. Сохранение феодальных пережитков в сельском хозяйстве Италии стало отличительной чертой и одной из основных причин слабости итальянской экономики.

Не имея емкого внутреннего рынка, страдая от конкуренции английских, французских и немецких товаров, итальянские промышленники и аграрии стремились к захвату колоний. Потерпев в 1870-х гг. неудачу в Тунисе, Италия стремилась создать колониальную империю в Восточной Африке. На побережье Красного моря она завладела Сомали и Эритреей, вслед за этим начала экономическое проникновение в страны Восточного Средиземноморья — Албанию, Черногорию, Ливию, затем и в Малую Азию (Турцию). А в 1912 г. она, объявив войну Турции, захватила Ливию, сделав ее своей колонией.

Таким образом, в результате растянувшегося на несколько десятилетий процесса ускоренной модернизации в Италии произошла глубокая структурная перестройка всей экономической системы. Вместе с тем, форсированный прорыв был инициирован «сверху» властями и носил во многом искусственный характер, поэтому в стране сложилась деформированная экономическая модель, содержавшая в себе много противоречий. С одной стороны, Италия в начале XX в. заметно отставала в экономическом развитии от передовых стран Запада, половина ее населения была занята в аграрной сфере. С другой — в итальянской экономике произошли ощутимые сдвиги: в период с конца XIX в. по 1914 г. промышленное производство страны выросло на 87 %, рядом с полукустарными заводиками и мастерскими появились крупные предприятия. В итоге накануне Первой мировой войны Италия из аграрной страны превратилась в аграрно-индустриальную.

5. США: выход на первые позиции

В последней трети XIX в. экономика США, в отличие от других стран «первого эшелона» модернизации, росла бурными темпами. В стране к 1880 г. стоимость промышленной продукции в ВВП уже более чем в 2 раза была выше сельскохозяйственной. Если в 1860 г. США производили 17 % мировой промышленной продукции, занимая второе место после Великобритании (32 %), то в 1880 г. удельный вес американской и английской промышленности в мировом производстве уже сравнялся — по 28 %. В 1890 г. США обеспечивали уже 31 % мирового промышленного производства, обогнав «мастерскую мира» Англию, а в 1913 г.— 36 %.

Стремительный рывок американской экономики был обусловлен рядом факторов. Ключевую роль в нем сыграла вторая американская революция, расчистившая путь для быстрого экономического прогресса страны. Ее успешное завершение создало условия для окончательного складывания единого общенационального рынка и бурного развития индустрии в стране.

Большое значение имела демографическая составляющая. Относительно слабая заселенность новых территорий порождала острую нехватку рабочих рук, вызывавшую постоянный приток иммигрантов из Европы. В связи с этим темпы роста населения в США были гораздо выше, чем в других развитых странах. Так, только за последнюю треть XIX в. число жителей США выросло вдвое, а к началу Первой мировой войны еще на треть, в итоге составив 96,5 млн человек (в 1800 г. — 5,3 млн человек). Кроме того, дефицит рабочей силы стимулировал широкое и быстрое внедрение в производство машин и механизмов.

Одновременно с быстрым ростом населения в США достаточно динамично шел процесс урбанизации, способствовавший росту внутреннего рынка и развитию промышленного производства. В 1900 г. в стране уже было 38 городов с населением свыше 100 000 человек (в 1850 г. — 6). Самыми крупными из них были Нью-Йорк (3,4 млн), Чикаго (1,7 млн), Филадельфия (1,3 млн).

Важно отметить и «человеческий фактор». Иммигранты в основном были выходцами их развитых европейских стран, отличавшиеся энергичностью и настойчивостью. Среди них было много способных предпринимателей, талантливых ученых и изобретателей. В этой связи промышленность США получала квалифицированную и недорогую рабочую силу. В то же время с 1870-х гг. в США был ограничен въезд иммигрантов из Южной и Восточной Европы, России, Азии, в большинстве своем составлявших неквалифицированную рабочую силу.

Быстрому росту американской экономики способствовала и эффективная внешнеэкономическая политика страны. США придерживались жесткого протекционизма: все ввозимые товары облагались высокими пошлинами, в то время как отечественная промышленность облагалась щадящими налогами. Причем таможенные пошлины постоянно повышались, что вело к росту цен и на внутреннем рынке.

Развитию американской экономики содействовала и политика правительства США, стимулировавшая широкий приток в страну иностранных капиталов, прежде всего из Западной Европы. В начале XX в. иностранные инвестиции превысили 3,4 млрд долларов.

Высокие темпы экономического роста обусловливались и небольшими военными расходами, поскольку США были самой мощной державой на своем континенте и находились вдали от Европы. В немалой степени этому способствовало наличие богатых сырьевых ресурсов — железных и медных руд, угля, нефти, золота.

Таким образом, успешное завершение буржуазно-демократических преобразований, сосредоточение трудовых и финансовых ресурсов, использование мощной сырьевой базы позволило США в кратчайшие сроки добиться невиданных темпов экономического развития.

Уже в 1860—70-х гг., после Гражданской войны, в США развернулся индустриальный подъем. А в конце XIX — начале XX в. американская экономика переживала подлинный расцвет, который базировался уже на отечественных достижениях науки и техники. Только за 1860—90-е гг. в США было выдано более 440 000 патентов на самые разнообразные изобретения. В эти годы появились такие технические новинки как пишущая машинка К. Шоулса (1868), телефонный аппарат А. Белла (1876), электрическая лампа накаливания Т. Эдисона (1877), стиральная машина Дж. Кохран (1886), киноаппарат и кинопроектор Т. Эдисона и Дж. Истмена (1888) и фотопленка Дж. Истмена (1889), кассовый аппарат Дж. Ритти (1897), В это время появились и стремительно развивались новые отрасли промышленности, заложившие основу индустриального могущества США — нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, сталелитейная, алюминиевая, электротехническая, машиностроительная, химическая, резинотехническая. Невиданных успехов добилось отечественное машиностроение. В 1870—80-х гг. в стране возникли крупные машиностроительные заводы, выпускавшие экскаваторы, автопогрузчики, локомотивы, новейшую сельскохозяйственную технику. Уже на Всемирной выставке в Вене (1873) США продемонстрировали уникальные образцы различных машин и механизмов.

Во многом отмеченные достижения были связаны с быстрым ростом производства и широким внедрением электрической энергии в стране. В 1882 г. была введена в строй первая промышленная электростанция, а в 1896 г. — первая ГЭС на реке Ниагара. В США электричество широко использовалось не только в промышленном производстве, но и в быту. Во многих городах страны улицы освещались электрическими фонарями, появились телефонные и телеграфные линии. Накануне Первой мировой войны совокупная мощность американских электростанций составляла более 5 млн кВт, тогда как суммарная мощность английских, французских и германских электростанций — 3 млн кВт. Энерговооруженность каждого рабочего в США была в 4,5 раза выше, чем в Англии.

В отмеченное время коренные преобразования происходили и в традиционных отраслях промышленности. Подъем переживали металлургия, металлообработка, угледобыча. Впервые в мире швейная, пищевая, обувная и другие отрасли стали переходить на массовое производство унифицированной продукции, пищевых полуфабрикатов и т. п.

Рост промышленного производства в США был тесно связан с решением транспортной проблемы. Ее актуализировало, во-первых, активное освоением земель на Западе, а во-вторых — бурное развитие фермерских хозяйств, сориентированных на рынок и остро нуждавшихся в стабильных путях сообщения. Это вызвало невиданные масштабы железнодорожного строительства в стране. Во второй половине XIX в. железные дороги в США стали наиболее эффективным видом транспорта. В 1860—90-х гг. здесь было построено четыре трансконтинентальных железнодорожных магистрали, связавших восточное и западное побережье. В 1890-х гг. почти 80 % путей были оснащены стальными рельсами, что позволило увеличить скорость движения поездов с 25 до 65 миль/час. Накануне Первой мировой войны протяженность железных дорог в США уже составляла почти половину всей железнодорожной сети мира.

Строительством железных дорог в США занимались крупные частные компании, получавшие от государства весомую поддержку: большие субсидии и обширные земли (на 10 миль в каждую сторону от железнодорожного полотна). В итоге в собственности американских железнодорожных компаний оказались огромные площади зачастую наиболее плодородной земли. Железнодорожное строительство, сопровождавшееся коррупцией и аферами, стало выгодным бизнесом и важнейшим направлением предпринимательской деятельности в США. Этой отраслью поглощалась половина всех промышленных капиталовложений страны.

В США активно создавался и городской железнодорожный транспорт. В 1868 г. в Нью-Йорке был построен метрополитен наземного типа на канатной тяге (в 1890-х гг. заменена электрической), а в 1904 г. здесь же была открыта подземная линия. В середине 1880-х гг. в Балтиморе, затем в Нью-Йорке появились первые в Америке трамваи, ставшие в начале XX в. неотъемлемой частью крупных городов. Строительство городских железных дорог также было очень выгодным бизнесом, поэтому между железнодорожными компаниями шла ожесточенная борьба за приобретение земельных участков в городах, получение различных привилегий от штатов и муниципалитетов.

Значение железнодорожного строительства в США трудно переоценить. Оно стимулировало развитие всей американской индустрии, оказало влияние на все стороны экономической жизни страны. Железные дороги связали все регионы страны в единую хозяйственную систему, содействовали окончательному формированию единого внутреннего рынка, развитию специализации в промышленности и сельском хозяйстве.

Настоящую революцию в американской промышленности произвело создание новой транспортной отрасли — автомобилестроения, которое в начале XX в. стало наиболее перспективной отраслью американской экономики. Как известно, в 1892 г. Г. Форд создал первый автомобиль в США. А в 1903 г. он основал свою компанию «Форд мотор» и начал промышленное производство автомобилей, заложив основы американского автомобилестроения.

Следует заметить, что индустриальный подъем в США базировался в основном на отечественных достижениях науки и техники. Здесь наука действительно являлась производительной силой. Научные лаборатории и небольшие экспериментальные мастерские зачастую становились ядром будущих компаний. Изобретатели продукции, пользовавшейся спросом у населения, могли рассчитывать на финансовую поддержку и быстрое внедрение своих проектов, а зачастую и сами становились предпринимателями. Так, в 1876 г. изобретатель-самоучка Т. Эдисон основал первую в США промышленную лабораторию, сыгравшую огромную роль в разработке технических изобретений. С его именем связано появление в США электростанций, электрического освещения, усовершенствование телефонной связи, создание кинематографа и индустрии грамзаписей. Среди других знаменитых изобретателей выделяются Г. Форд, из простого механика превратившийся во владельца крупнейшей автомобильной компании, фотограф-любитель Дж. Истмен, положивший начало известной компании «Кодак», продавец К. Жиллет, основавший производство безопасных бритв. Богатейшим человеком стал простой аптекарь Дж. Пембертон, разработавший в 1886 г. рецепт кока-колы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: