Учебное пособие 7 страница

Причины общего замедления экономического развития Великобритании на рубеже XIX—XX вв. состояли, прежде всего, в физической и моральной устарелости ее производственной базы, которая сложилась здесь еще на рубеже XVIII—XIX вв. Английские промышленники в течение почти столетия пользовались своим монопольным положением на мировом рынке, практически не обновляя производство. В то же время страны, позднее завершившие промышленный переворот, такие как США и Германия, создали новейшую производственно-техническую базу, быстрее и эффективнее использовали научно-технические достижения последней трети XIX в. В этой связи английские товары теряли свою конкурентоспособность.

Широкая модернизация производства, развитие новых отраслей требовали огромных инвестиций. Английская буржуазия оказалась перед выбором: вкладывать капиталы внутри страны, либо вывозить их за границу, прежде всего в колониальные и зависимые страны. Выбор был сделан в пользу более выгодного для нее варианта, связанного с вывозом капитала и колониальной торговлей. Последняя была основана на неэквивалентном обмене: сырье и полуфабрикаты закупались в колониях по монопольно низким ценам, а готовые изделия английской промышленности сбывались там по монопольно высоким ценам. Колониальная торговля, таким образом, давала возможность английским промышленникам компенсировать технико-технологическое отставание. В этой связи уже в конце XIX в. заметно увеличился экспорт английских капиталов за рубеж. Это имело весьма негативные последствия для страны: во-первых, отечественная промышленность лишалась инвестиций, столь необходимых для ее технологического обновления и развития, во-вторых, усиливалась экономическая зависимость от колониального фактора.

Важной причиной замедления темпов роста английской экономики был и мировой аграрный кризис, вызванный наплывом в Европу дешевого хлеба из США и Канады. Начавшись в 1874 г., он затянулся на 20 лет. Вследствие кризиса цены на хлеб в Англии снизились почти в два раза, фермеры вынуждены были сократить количество посевных площадей под зерновыми культурами почти на 20 %. В результате Англия все более увеличивала импорт хлеба и другого продовольствия, что ставило ее экономику в зависимость от мирового сельскохозяйственного рынка.

Великобритания в конце XIX в. теряла свои позиции и в связи с изменением конъюнктуры на мировом рынке. Несмотря на утрату торгово-промышленного первенства она продолжала политику фритреда, тогда как молодые индустриальные страны перешли к протекционизму, защищая свою промышленность высокими тарифами от конкурентов. Во многом это объяснялось тем, что, во-первых, английское общество связывало экономические успехи страны с принципом свободы торговли, во-вторых, оно опасалось, что переход к покровительственным пошлинам вызовет повышение цен. В конечном счете, английские экспортеры несли ощутимые потери.

Вместе с тем Великобритания стремилась идти в ногу со временем и сохранить свое первенство в мировой экономике. В этой связи в конце XIX в. началась структурная перестройка в английской промышленности. В результате заметно ускорился прогресс в новых отраслях, в частности электротехнической, сталелитейной, химической. Они развивались на основе новейших технологий и опережали по темпам роста традиционные. Так, в сталелитейном производстве была создана новая техническая база. В результате выплавка стали за 1870—1913 гг. увеличилась в 3,8 раза, тогда как добыча угля — в 2,6 раз, производство чугуна — в 1,7 раза. Мировому уровню соответствовали английские железные дороги: в рассматриваемый период объем железнодорожных перевозок вырос в 7 раз. Именно в Лондоне в 1863 г. открылась первая в мире линия метрополитена, действовавшая на паровой тяге, а с 1890 г. — на электрической.

И все же в развитии новейших отраслей Великобритания безнадежно отставала от молодых конкурентов. В это время она выплавляла стали в 2,4 раза меньше, чем Германия, и в 4 раза — чем США. Суммарная мощность английских электростанций была более чем в 2 раза меньше германской и почти в 9 раз — американской, что сказывалось на энерговооруженности промышленности страны. Серьезно отставало и английское автомобилестроение: в 1913 г. выпуск автомобилей в Англии составлял менее 8 % соответствующего показателя США.

По-прежнему сильные позиции Англия сохраняла в «старых» отраслях промышленности: горнодобывающей, металлургической, судостроительной, текстильной и др., составлявших основу британской индустрии. Так, традиционно передовой отраслью оставалось судостроение. За 1870—1913 гг. тоннаж построенных в Англии судов увеличился в 3 раза. Правда и здесь следует отметить негативную тенденцию: если в 1898 г. на английских верфях было построено 78 % всех судов в мире, то в 1913 г. — 58 %.

Мировым стандартам соответствовала английская кредитно-банковская сфера, отличавшаяся высокими темпом и уровнем концентрации капитала. Особое место в банковской системе страны занимали колониальные банки, специализировавшиеся на операциях по вывозу капиталов за границу, прежде всего, в британские колонии. Среди крупнейших банкиров на рубеже XIX—XX вв. выделялись М. Ротшильд, Э. Гошен, Т. Гренфель, А. Беринг, а также тесно связанные с ними промышленники У. Левер, Э. Виккерс, Дж. Чемберлен и др. Английские банки были крупнейшими кредиторами в мире, а лондонский денежный рынок — всемирным финансовым центром. Английский фунт стерлингов стал играть роль международных денег. Таким образом, экономическая мощь Великобритании сместилась из производственной сферы в кредитно-денежную.

Ранее в Англии уже отмечался широкий размах вывоза капитала. Теперь Англия заняла первое место в мире по экспорту капитала. За 1870—1913 гг. размеры английских инвестиций за рубежом увеличились в 3,3 раза, что намного превышало показатели других стран. Английские капиталы вывозились не только в колонии, но и в США (около 20 %), Европу (5 %), Латинскую Америку (5 %). Экспорт капитала приносил стране ощутимую прибыль: если за 1870—1900 гг. национальный доход увеличился в два раза, то доходы от зарубежных инвестиций — в девять раз. Вместе с тем наращивание экспорта капитала замедляло прогресс отечественной индустрии.

Помимо экспорта капитала большие доходы в английский бюджет приносили посреднические банковские и торговые операции, фрахт и страхование морских перевозок. Филиалы английских банков кредитовали внешнеторговые операции во многих странах мира. Вследствие этого в Великобритании сформировался довольно внушительный слой рантье — владельцев средних капиталов, вложенных в ценные бумаги.

Как и в других развитых странах, на рубеже веков ведущую роль в английской экономике стал играть акционерный капитал, шел процесс монополизации. Однако уровень концентрации производства в Англии был заметно ниже, чем в Германии и США. Крупные предприятия здесь возникали в основном в новых и новейших отраслях, имевших сложную технологию и требовавших огромных капиталовложений. В этой связи монополизация в Англии имела замедленный характер. Первые английские монополии возникли в 1880—90-х гг. в военной, химической, железнодорожной отраслях. Так, в 1886 г. был образован англо-германский трест взрывчатых веществ «Динамит — Нобель», в 1890 г. — химический трест «Юнайтед алкали», в конце XIX в. — военные концерны Виккерса и Армстронга. Процесс монополизации в Англии заметно ускорился в начале XX в. Важнейшим его направлением стала железнодорожная отрасль. В это время множество железнодорожных обществ объединились в 12 корпораций, в 1913 г. им принадлежала 20 % всей мировой железнодорожной сети. В 1907 г. был создан англо-голландский нефтяной трест «Ройал Датч-Шелл», добывающий до 13 % мирового объема нефти, а в 1908 г. — англо-иранская нефтяная компания (будущая «Бритиш петролеум»). Появились тресты и в легкой промышленности — табачный, соляной, мыловаренный и др. Однако в «старых» отраслях (текстильной, горнодобывающей и др.) сохранялись традиционные формы организации производства. Здесь преобладали мелкие и средние самостоятельные предприятия с устаревшим оборудованием. Монополии в этих отраслях были немногочисленны и создавались в виде «торговых ассоциаций». Подобные объединения создавались в писчебумажной, стекольной и ряде других отраслей.

Иная ситуация сложилась в английской банковской сфере, сохранившей мировое лидерство. Здесь монополизация получила широкий размах. В начале XX в. пять лондонских банков — «большая пятерка», управляли всем кредитным делом страны, а в 1913 г. около 70 % всего банковского капитала страны было сосредоточено в руках 12 крупнейших банков, тесно связанных между собой.

В целом процесс образования монополий в Англии шел довольно медленно, отставая от Германии и США примерно на 10—15 лет. По-прежнему значительную роль здесь играли традиционные средние и мелкие семейные фирмы. По своей мощности английские монополии заметно уступали германским и американским.

В жизни Англии всегда особое значение имели колонии. В рассматриваемый период Британская империя оставалась самой обширной и могущественной в мире. В конце XIX — начале XX в. она еще более расширила свои владения: в 1870—90-х гг. присоединила остров Кипр, Египет, Бирму, Уганду, Нигерию, Кению, Судан, в 1902 г. — бурские республики Трансвааль и Оранжевую на юге Африки. Последним приобретением были Южная Аравия и аравийское побережье Персидского залива (1914). Накануне Первой мировой войны территория английских колоний более чем в 100 раз превышала площадь метрополии.

На рубеже веков колониальный фактор для Великобритании стал играть ключевую роль: после утраты торгово-промышленного лидерства огромная колониальная империя обеспечивала английской буржуазии монопольные рынки сбыта, богатые источники сырья, обширные сферы для приложения капитала и приносила огромные прибыли. В конце XIX в. вывоз капитала в колонии и полуколонии достигал 70 % всех британских инвестиций. Основной объем капиталовложений направлялся на строительство железных дорог, в отрасли, производившие экспортное сырье, и в добывающую промышленность колониальных стран.

Таким образом, в последней трети XIX — начале XX в. наступил переломный период в жизни Великобритании: закончились времена ее торгово-промышленного превосходства. Английская экономика оказалась в двойственном положении: с одной стороны, усиленный вывоз капитала, самая обширная колониальная империя, высокая степень концентрации банковского капитала, с другой — технологическое отставание, утрата лидерства на мировом рынке, перемещение на третье место в мире по объему промышленного производства, замедленный процесс концентрации производства. Вместе с тем, в начале XX в. Великобритания находилась в ряду ведущих мировых держав. Утратив статус «мастерской мира», она по-прежнему являлась всемирным финансовым центром, сохраняла лидирующие позиции в морских перевозках и мировой торговле, оставалась самой мощной колониальной империей.

2. Франция: противоречия
социально-экономического развития

В последней трети XIX в. Франция, являясь страной «первого эшелона», подобно Англии оказалась в не менее сложном положении. Уже в 1870-х гг. она заметно отставала по выпуску промышленной продукции не только от Великобритании, своего основного соперника, но и от молодых индустриальных стран, прежде всего, Германии и США. В 1870—1913 гг. темпы роста французской промышленности замедлились и были почти в 2,5 раза ниже, чем в течение предыдущих 50 лет. В результате за отмеченный период производство промышленной продукции во Франции выросло лишь в 3 раза, тогда как в Германии — почти в 6 раз, США — в 9 раз. Во Франции не хватало собственных машин, оборудования, сырья, все это приходилось ввозить из Англии и Германии. С другой стороны, французский экспорт в европейские страны был невелик. Главную роль в экономике страны продолжала играть легкая промышленность. Как и прежде во всем мире ценились французские товары индивидуального спроса, рассчитанные на состоятельных потребителей (шелк, кожгалантерея, парфюмерия, ювелирные изделия, вина и т. п.). Подобное производство в основном было сосредоточено на мелких предприятиях с высоким уровнем ручного труда. Сложившаяся ситуация привела к сокращению доли Франции в мировом промышленном производстве: если в 1870 г. она составляла 10 %, то в 1900 г. — уже 8 %, а в 1913 г. —7 %. Подобная тенденция наблюдалась и в сфере мировой торговли: в 1870 г. доля Франции здесь составляла 10 %, в 1900 г. — 9 %, в 1913 г. — 8 %. В итоге в конце XIX — начале XX в. по объему промышленного производства Франция оказалась на четвертом месте в мире.

Причиной экономического отставания Франции, прежде всего, был груз нерешенных проблем, стоявших на пути индустриального развития: узость внутреннего рынка, малоэффективность сельского хозяйства, низкий уровень концентрации производства и ориентация его в основном на индивидуальный спрос, высокая доля ручного труда в промышленности, более высокие темпы роста денежного капитала, чем промышленного. Кроме того, во второй половине XIX в. перед Францией встала такая же трудная задача, как и в случае с Англией: замены устаревшего промышленного оборудования, использовавшегося в течение многих десятилетий. Это требовало огромных инвестиций, которых страна не имела. Вместе с тем, французская буржуазия предпочитала вкладывать свои капиталы за рубежом, поскольку это приносило ей большие доходы, чем инвестирование отечественной промышленности. Уже с 1870-х гг. происходил отток французских капиталов за рубеж.

Низкие темпы развития французской экономики также объясняются и отсутствием достаточной сырьевой базы для развития промышленности. Например, внутренние потребности страны в угле лишь на 2/3 покрывались за счет собственной добычи. В этой связи Франция ввозила в большом количестве уголь, железную руду, цветные металлы, хлопок и др. Применение импортного сырья приводило к заметному удорожанию промышленной продукции, что снижало ее конкурентоспособность.

Немалую роль в промышленном отставании Франции сыграли и итоги франко-прусской войны (1870—1871). В целом ее последствия во многом определили социально-экономическое и политическое развитие Франции вплоть до Первой мировой войны. Они оказались катастрофическими, привели к резкому сокращению промышленного производства и объема внешней торговли. От Франции были отторгнуты наиболее экономически развитые области — Эльзас и Лотарингия (богатые углем и железной рудой), где проживало 1,5 млн человек. В ходе оккупации германские войска опустошили 43 департамента, вывезли из страны промышленное оборудование, скот, сельскохозяйственное сырье. Кроме того, как страна-агрессор Франция должна была выплатить Германии огромную контрибуцию в размере 5 млрд франков. В целом сумма ущерба, нанесенного войной Франции, составила 13 млрд франков.

Однако несмотря на отмеченные проблемы и понесенные издержки, французская экономика двигалась вперед. В начале 1880-х гг. Франция перешла к протекционизму, что содействовало развитию французской промышленности, в дальнейшем таможенные тарифы неоднократно повышались. В конце XIX в. в стране наметилось ускорение промышленного роста. Быстрыми темпами развивалась черная металлургия, машиностроительная и металлообрабатывающая отрасли. За последнюю треть XIX в. количество паровых двигателей в промышленности возросло почти в 3 раза. Бурно шло железнодорожное строительство: за 1870—1900 гг. протяженность железных дорог увеличилась в 2,5 раза. По этому показателю Франция превосходила Англию и Германию. В 1898 г. предприниматель Л. Рено основал компанию по производству автомобилей («Рено»), заложив основы автомобильной промышленности во Франции.

После мирового экономического кризиса 1900—1903 гг. во Франции начался экономический подъем, длившийся до 1914 г. В значительной степени он был обусловлен ростом военных заказов и милитаризацией страны. Стремясь к реваншу за поражение во франко-прусской войне, Франция тратила огромные средства на модернизацию армии и флота, на создание новых видов вооружений. В это время заметно возросло промышленное производство: за 1900—1913 гг. производство стали увеличилось почти в 3 раза, чугуна — почти в 2 раза, угля — в 1,2 раза. Больших успехов Франция достигла в развитии новейших отраслей — электроэнергетической, автомобильной, авиастроительной, велосипедной, химической, алюминиевой. Накануне Первой мировой войны страна вышла на второе место в мире по производству автомобилей (после США) и первое — по экспорту.

Очевидный прогресс французской промышленности контрастировал с состоянием аграрной сферы страны. По-прежнему сельское хозяйство во Франции характеризовалось парцеллярностью, остатками кабальных условий аренды, что задерживало его механизацию и препятствовало расширению внутреннего рынка. Кроме того, в середине 1870-х гг. серьезный удар французской экономике нанес мировой аграрный кризис, затянувшийся на 20 лет. Для Франции он был особенно тяжелым, поскольку зерновая отрасль была основной ее сельскохозяйственного производства. В 1913 г. Франция по урожайности пшеницы занимала 10-е место в Европе, отставала от ведущих стран и в развитии животноводства. Импорт сельскохозяйственных товаров в стране превышал экспорт.

В начале столетия заметно оживилась внешняя торговля Франции. Однако более значительную роль во французской экономике играл экспорт капиталов, более выгодный вариант для предпринимателей, чем инвестирование промышленности. За период с 1880 по 1914 гг. французские капиталовложения за рубежом возросли в 3 раза. По объему экспорта капитала Франция занимала второе место в мире после Великобритании. Однако если Англия вкладывала капитал за рубежом предпочтительно в промышленность, то Франция — в форме займов иностранным государствам. Большой интерес к вывозу капитала во Франции проявляли не только представители финансовых и промышленных кругов, но и многочисленные слои средней и мелкой буржуазии. Последние получали доходы по облигациям международных займов, становясь, таким образом, рантье. В 1914 г. их число достигло 2 млн (население Франции составляло в это время 40 млн). Капиталы вывозились в разные страны, в том числе и крупные — в Россию, США, Англию, Испанию, Австро-Венгрию, Турцию, Египет, Латинскую Америку и т. д. Таким образом, французский капитал приобрел ссудно-ростовщический характер, что стало отличительной чертой французской экономики в начале XX в.

Особая роль экспорта капитала во Франции содействовала развитию кредитно-банковской системы. Главным финансовым центром был Французский банк, наиболее крупными банками — «Лионский кредит», «Национально-учетная контора», «Генеральное общество», значительное место занимал Ипотечный банк. Французские банки занимали ведущие позиции в Европе.

В последней трети XIX в. во Франции начались процессы концентрации и монополизации производства. Наиболее активно они проходили в металлургической, горнорудной отраслях, гораздо медленнее — в легкой промышленности. При этом Франция явно отставала в концентрации производства от Германии, США и Англии. Здесь оставалось еще много мелких предприятий ремесленного типа с числом рабочих до 10. Лишь около 30 % предприятий имели число рабочих свыше 50. В начале XX в. насчитывалось лишь 611 предприятий, где было занято по 500 и более рабочих. Крупных предприятий во Франции было в 3 раза меньше, чем в Германии.

Первые монополии в стране появились в 1870—80-х гг. Наиболее распространенными формами объединений стали синдикаты и картели, в конце XIX в. появились и концерны, объединявшие предприятия смежных отраслей. В это время были созданы металлургический синдикат, в который вошли 13 крупнейших заводов страны, сахарный и керосиновый картели. В начале XX в. во Франции, как и в других странах, монополии заняли главенствующее положение. Среди них наиболее влиятельными были: концерн «Комитэ де форж», объединявший около 250 металлургических и машиностроительных заводов, контролировавший 75 % производства чугуна и стали в стране, концерн «Шнейдер-Крезо», состоявший в основном из предприятий военно-промышленного комплекса, объединения в химической промышленности «Сен-Гобен» и «Кюльман». Около половины добычи железной руды находилось в руках 4 монополий, половина объема добываемого угля — в руках 10. Половину всего тоннажа морского флота контролировали 3 компании. Процесс монополизации стал распространяться и на отрасли легкой промышленности.

Отставая в концентрации производства, в начале XX в. Франция лидировала по уровню централизации банковского капитала. Во Французский банк входили 200 крупнейших акционеров, сосредоточивших в своих руках экономические и политические рычаги власти. Его Совет возглавляли наиболее влиятельные банкирские дома Ротшильда, де Ванделя, Шнейдера, Пежо и др.

Французские монополии широко участвовали в международных объединениях. Однако Франция не могла соперничать в этой сфере с Германией и США. В этой связи на рубеже веков она активизировала колониальную политику, стремясь обеспечить надежный рынок для своих товаров и капиталов. В 1880—90-х гг. Франция захватила Индокитай, Тунис, Западную Африку (Сенегал, Дагомею, Берег Слоновой Кости и др.), Экваториальную Африку, остров Мадагаскар, в 1912 г. установила протекторат над Марокко. Эти завоевания позволили Франции создать вторую по размерам (после Великобритании) колониальную империю. Из зависимых стран в метрополию доставлялись сельскохозяйственные продукты (рис, какао, кофе, фрукты), а также сырье для промышленности (хлопок, уголь, железная руда, каучук, цветные металлы и др.). Колонии также являлись рынком сбыта для французских товаров. Доля колоний в экспорте Франции составляла 13 %, в импорте — 9,5 %.

Таким образом, экономическое развитие Франции в последней трети XIX — начале XX в. имело довольно противоречивый характер. Несомненно, французская экономика демонстрировала очевидные успехи: бурный рост металлургии, интенсивное формирование новейших отраслей производства, высокий уровень кредитно-банковской системы, лидирующие показатели в экспорте капитала (второе место в мире), расширение колониальных владений. Вместе с тем накануне Первой мировой войны Франция по выплавке чугуна занимала четвертое место в мире, по добыче угля — пятое, по уровню производства стали отставала от Германии в 4 раза, от США — в 7 раз, меньше, чем в других развитых странах производила электроэнергии. По-прежнему легкая промышленность была более развитой, чем тяжелая. 40 %, населения страны было занято в сельском хозяйстве, тогда как в промышленности — 36 %. В итоге являясь одной из ведущих держав мира, Франция оставалась аграрно-ин­дустриальной страной.

3. Германия: создание мощной индустриальной державы

В последней трети XIX — начале XX в. Германия представляла собой классический образец страны «второго эшелона» модернизации. Завершив процесс национального объединения, она встала на путь ускоренной индустриализации, которая вывела германскую промышленность на мировую арену. За 1870—1913 гг. объем немецкого промышленного производства вырос почти в 6 раз. По этому показателю Германия уступала лишь США. Соответственно увеличилась и доля страны в мировом промышленном производстве: если в 1870 г. она составляла 13 %, то в 1900 и в 1913 гг. — 16 %. В итоге уже в конце XIX в. Германия устойчиво вышла на второе место в мире по выпуску промышленной продукции, обогнав Великобританию и Францию.

Успехи германской экономики были обусловлены рядом факторов. Ключевую роль здесь сыграло государственное объединение страны во главе с Пруссией. Вместо множества раздробленных государств возникла мощная держава с населением более 40 млн человек. В течение 1872—1877 гг. в стране было установлено единое торговое, железнодорожное, почтовое законодательство, единая денежная система на основе немецкой марки, единая метрическая система мер и весов. Гражданам Германии гарантировались право частной собственности и свобода предпринимательства. Все это создавало необходимые условия в стране для экономического подъема.

Большое значение для экономики Германии имела ее победа во франко-прусской войне (1870—1871): были присоединены промышленно развитые французские области Эльзас и Лотарингия (богаты полезными ископаемыми, имели развитую хлопчатобумажную промышленность). Кроме того, Германия в виде контрибуции получила огромную сумму в 5 млрд франков, которая была вложена в развитие промышленности, реконструкцию старых и строительство новых предприятий.

Кроме того, на рубеже веков Германия сумела эффективно включить в хозяйственный оборот все сырьевые ресурсы страны. Она создала мощную базу для металлургической и машиностроительной отраслей, объединив уголь и железную руду Рейнской области и Саарского бассейна с железной рудой Эльзаса и Лотарингии. В эти годы также активно разрабатывались богатые залежи калийных солей, минерального сырья для производства цемента.

Большую роль в развитии экономики страны сыграли достижения немецкой инженерной мысли, заметно опережавшие европейский уровень и не уступавшие передовым американским разработкам. Причем все изобретения очень быстро внедрялись в производство. В этой связи промышленные предприятия создавались на новейшей технико-технологической основе, что давало огромные преимущества в конкурентной борьбе с английскими и французскими производителями.

Важным фактором экономического роста был и демографический взрыв: с 1870 по 1913 гг. население Германии увеличилось на 63 %. При этом более высокими темпами росло городское население, прежде всего за счет притока в города сельских жителей. Это создавало благоприятные условия для увеличения емкости внутреннего рынка.

Стимулировало немецкую экономику и заметное упрощение в стране после 1870 г. правовых условий создания акционерных обществ. Последние давали возможность аккумулировать сбережения широких слоев населения. На волне грюндерства началось инвестирование капиталов в основные отрасли, особенно в строительство, металлургическую и горнодобывающую. В последнюю, например, была вложена почти треть всех капиталов. Огромные капиталовложения преобразили немецкую индустрию, позволили окончательно вытеснить ручной труд. Бывшие ремесленники пополняли ряды квалифицированных наемных рабочих. Благоприятные условия для развития промышленности в Германии создали и введенные с 1879 г. протекционистские тарифы, надежно ограждавшие немецких предпринимателей от иностранной конкуренции.

В последней трети XIX — начале XX в. промышленность Германии демонстрировала стремительный подъем. При этом особую роль играли новейшие отрасли индустрии — электротехническая и химическая. В 1883 г. на германские заводы приходилось около 2/3 мирового производства красок. В начале XX в. Германия вышла на первое место в мире по производству анилиновых красителей. Немецкая промышленность отличалась высокой энергоемкостью. Только за первое десятилетие XX в. мощность электростанций увеличилась более чем в 100 раз.

Бурными темпами развивалась германская тяжелая индустрия — горнорудная, металлургическая, машиностроительная отрасли, производство железнодорожного оборудования. За 1870—90-е гг. объемы выплавки чугуна возросли в 6 раз, добычи каменного угля — более чем в 3 раза. Благодаря внедрению новейшей техники и передовых технологий в германской промышленности были самые высокие темпы роста производительности труда — ежегодно в среднем на 2,6 %, тогда как в США — 1,5 %, в Англии — 0,6 %. Поэтому при высоком качестве немецкие товары имели относительно низкую себестоимость. Особое внимание в Германии уделялось железнодорожному транспорту. За последнюю треть XIX в. протяженность железных дорог в стране увеличилась более чем в 2 раза. А в 1881 г. близ Берлина был пущен первый трамвай.

Вместе с тем в легкой промышленности Германии сложилась другая ситуация. Здесь, особенно в текстильной отрасли, еще сохранялась система рассеянной мануфактуры. Как следствие, по темпам роста легкая индустрия более чем в 2 раза отставала от тяжелой. По выпуску продукции легкой и пищевой промышленности Германия уступала не только США, но и Великобритании и Франции. В значительной степени это обусловливалось слабым развитием собственной аграрной базы и необходимостью ввоза сырья из-за границы.

В последней трети XIX в. в Германии завершались аграрные реформы, проводившиеся с 1807 г. В этой связи в сельском хозяйстве страны происходили большие изменения. Как уже отмечалось, развитие капитализма в немецкой деревне происходило в основном «прусским» путем, когда помещичье хозяйство медленно переходило на рыночную основу, а основная масса крестьян постепенно лишалась земли. Юнкерские хозяйства, заменив крепостных крестьян наемными рабочими, резко повысили продуктивность земледелия и животноводства. Уже в 1860-х гг. сельское хозяйство Германии не только обеспечивало внутренний спрос на продовольствие растущего городского населения, но и позволяло вывозить его за рубеж. Во второй половине XIX в. страна вышла на первое место в мире по производству картофеля и сахарной свеклы, широкое распространение получило производство крахмала, спирта и сахара. Эта продукция занимала заметное место в немецком экспорте.

Однако, несмотря на завершение аграрных реформ, в стране по-прежнему сохранялись крупные помещичьи хозяйства, превышавшие 100 га. В Померании они занимали более 1/2 всех сельскохозяйственных угодий, а в Восточной Пруссии — более 1/3. Крупнейшими землевладельцами в это время были Гогенцоллерны (императорский дом), Гогенлоэ, Шуленбурги, Бисмарки и др. Господство юнкерского хозяйства в Северной Германии означало и сохранение кабальных и полукабальных форм эксплуатации сельскохозяйственных рабочих. В то же время в Южной Германии образовался значительный слой крупных крестьян — гроссбауэров.

В 1870—90-х гг. сельское хозяйство Германии испытало на себе тяжелые последствия мирового аграрного кризиса. За эти годы цены на пшеницу упали почти на 30 %, что причинило большие убытки крестьянским хозяйствам. Государство оказывало определенную помощь крестьянам (способствовало созданию сельскохозяйственных товариществ для взаимного кредитования и совместного использования техники и т. д.), что позволило заметно интенсифицировать сельскохозяйственное производство Германии. Тем не менее производство сельскохозяйственной продукции уже не соответствовало потребностям населения. К концу XIX в. Германия из страны, вывозящей хлеб, превратилась в крупного импортера продовольствия. Одной из причин такого положения было неэффективное использование имевшихся площадей: в крупных помещичьих хозяйствах огромные территории были заняты парками, охотничьими угодьями. Кроме того, немецкие арендаторы были обременены большими налогами, высокими рентными платежами, поэтому были не в состоянии вкладывать достаточно средств в развитие производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: