Учебное пособие 5 страница

3) недостатком рабочей силы, который вынуждал фермеров широко внедрять машины, резко повышавшие производительность труда;

4) быстрым ростом городского населения, способствовавшим созданию устойчивого спроса на сельскохозяйственную продукцию;

5) своеобразием пути развития сельского хозяйства Северо-востока и Запада США, основанного на труде свободных фермеров и наемных рабочих, заинтересованных в результатах своей деятельности. Такой вариант развития капитализма в сельском хозяйстве, не скованный какими-либо ограничениями, получил название «американского пути», который принципиально отличался от «прусского пути»

В то время как на севере и западе страны происходили глубокие изменения в промышленности и в сельском хозяйстве, в южных штатах сохранялась система плантационного рабства. Здесь господствовали плантаторы-рабовладельцы, не заинтересованные в механизации производства. На Юге преобладала промышленность по первичной обработке сырья. Выращивание табака, сахарного тростника не обеспечивало плантаторам экономического могущества. Они достигли его, перейдя в конце XVIII в. на выращивание хлопка, который стал основным сырьем для бурно развивавшейся текстильной промышленности Англии, а затем и США (на северо-востоке). Расширение мирового хлопкового рынка стимулировало дальнейший рост производства этого сырья в южных штатах США. Еще более выгодным разведение хлопка сделала хлопкоочистительная машина Уитни. Благодаря этому в первой половине XIX в. плантационно-рабовладельческая система Юга переживала невиданный расцвет. Клонившееся к упадку рабство обрело второе дыхание. И, несмотря на то, что с 1808 г. ввоз рабов в США был официально запрещен, он продолжался контрабандным путем, плантаторы также организовывали специальные «фермы», где рабов «разводили» как скот, на продажу. Первую половину XIX в. в американской истории называли «хлопковой лихорадкой»: за этот период производство хлопка возросло в 23 раза. На южные штаты США приходилось две трети мирового производства хлопка. Здесь продолжали существовать и табачные, рисовые, тростниковые плантации, на которых так же трудились рабы.

Таким образом, высокий и устойчивый спрос на хлопок, наличие свободных земель, минимальные издержки (благодаря использованию труда рабов и применению простейших орудий труда), в данное время способствовали достаточно эффективному развитию плантационного хозяйства Юга. Такая система на определенном этапе промышленной революции устраивала всю страну по ряду причин: 1. Хлопок составлял главную статью американского экспорта и являлся источником валютных доходов страны; 2. Монокультурная направленность Юга делала его емким внутренним рынком для промышленности и сельского хозяйства Севера и Запада; 3. Юг обеспечивал дешевым сырьем хлопчатобумажную промышленность Севера. Подобная система имела исторически преходящий характер: экстенсивное рабовладельческое хозяйство требовало постоянного прироста новых посевных площадей (хлопок и табак сильно истощали землю) и рабочей силы. В этом смысле переход на новые земли был экономическим законом существования плантационного рабства. Однако свободные территории оставались лишь на Западе, куда устремились как плантаторы, так и фермеры из северных и центральных штатов. В сложившейся ситуации остро встал вопрос, каким путем осваивать новые земли — фермерским или плантационным. Коренное же индейское население оттеснялось в резервации.

Вопрос о путях освоения Запада уже в 1840-х гг. XIX в. стал насущной проблемой США. И это было не единственным противоречием между промышленным Севером и аграрным Югом. Предприниматели Севера были заинтересованы в формировании единого национального рынка, в расширении покупательского спроса, увеличении числа наемных рабочих. Все эти потребности невозможно было реализовать без отмены системы рабства, ставшей главным препятствием на пути дальнейшего экономического развития. Кроме того, реальная угроза остаться сырьевым придатком европейских стран (особенно Англии) заставляла буржуазию Севера требовать отмены рабства. Таким образом, рабовладение стало заметным тормозом на пути прогрессивного развития США. Несмотря на очевидные экономические достижения, в первой половине XIX в. США оставались аграрной страной.

В рассматриваемый период в США происходили изменения и в социальной структуре общества, быстро формировался рабочий класс. Положение американских рабочих было заметно лучше, чем европейских. Если в Европе разорявшееся крестьянство уходило из деревень в города, то в США происходил отток рабочей силы из городов на западные земли. В то же время постоянно увеличивался поток европейской иммиграции, что порождало текучесть и национальную неоднородность американского рабочего класса. Особенно быстро рос пролетариат на севере страны. Здесь широко применялся женский и детский труд, в 1820 г. почти половину всех рабочих текстильной промышленности составляли дети.

С середины 1820-х гг. в США уже разворачивалось стачечное движение. Требования бастующих носили в основном экономический характер, чаще всего они боролись за 10-ти часовой рабочий день. Вместе с тем наличие свободных земель на Западе сглаживало противоречия между трудом и капиталом, поэтому здесь не наблюдалось столь острых социальных конфликтов, как в Европе. Более того, труд в промышленности, как правило, был временным, целью рабочих здесь чаще всего было накопление определенной суммы денег для организации своего дела. Характерной чертой американского общества было отсутствие сословных предрассудков. В этой связи оно отличалось высокой вертикальной мобильностью: дети, как правило, стремились превзойти родителей, получить хорошее образование, найти престижную работу. Таким образом, американское общество было более мобильным, чем европейское.

В середине XIX в. дальнейшее социально-экономическое и политическое развитие США тормозили нараставшие противоречия между Севером и Югом. Это было вызвано уже известными причинами: 1. Серьезной проблемой страны стал аграрный вопрос: заселение и характер освоения западных земель. При этом он непосредственно переплетался с политическим: отмена рабства автоматически означала и решение вопроса о западных землях в пользу свободного фермерства.

2. Обострение противоречий между буржуазией Севера и плантаторами Юга: дальнейшее индустриальное развитие страны требовало постоянного расширения внутреннего рынка, в то время как рабовладельческий сектор в экономике обрекал страну на роль сырьевого придатка индустриальной Англии. В этой связи буржуазия Севера склонялась к решительной борьбе против плантаторов Юга за отмену рабства.

Резкое обострение противоречий двух социальных систем привело ко второй буржуазной революции 1861—1877 гг., имевшей антирабовладельческую направленность. Ее возглавила промышленная буржуазия Севера. Революция прошла две фазы: Гражданскую войну (1861—1865) и Реконструкцию Юга (1865—1877), в ходе которых в стране был осуществлен ряд буржуазно-демократических преобразований. Особенно большое значение имели законы о гомстедах от 20 мая 1862 г. и об отмене рабства от 22 сентября 1862 г. Согласно закону о гомстедах, любой гражданин США, уплативший пошлину в 10 долларов, мог занять земельный участок на свободных землях под ферму размером до 160 акров (64 га). Через 5 лет при условии его надлежащей обработки и застройки участок переходил в полную собственность владельца. Акт об отмене рабства с 1 января 1863 г. освобождал всех рабов без выкупа и ликвидировал рабовладение как систему.

После Гражданской войны развернулся стремительный подъем американской экономики. Темпы ее развития были уникальны в истории экономики: с 1860 по 1870 гг. выплавка чугуна возросла в 3 раза, протяженность железных дорог — в 6 раз. В развитии промышленности происходили качественные изменения. Бурно шел процесс концентрации производства, новые предприятия сразу были гигантами, оборудовались новейшей техникой. В этот период составил состояние Дж. Рокфеллер, разбогател «железнодорожный король» — У. Вандербильт.

Особенно заметные сдвиги произошли в машиностроении, что привело к полной независимости американской промышленности от Англии. Американский станочный парк пополнился новыми металлорежущими станками (револьверным, фрезерным) и по мощности обогнал европейское оборудование. США стали производить различную технику в масштабах, недосягаемых для других стран. Всемирная выставка в Вене (1873) продемонстрировала превосходство США над Великобританией.

Стремительное развитие капитализма, с одной стороны, укрепляло позиции северной буржуазии, а с другой — снижало социально-экономическую значимость плантаторов Юга. На Юге была создана основа для развития капиталистических отношений. Однако после Гражданской войны южные штаты надолго превратились в отсталый регион США. Земельная собственность плантаторов была ограничена, они лишились своего главного богатства — рабов и отчасти земли. Многие латифундии были разорены во время войны, их большая часть была конфискована и передана новым владельцам. Крупные плантации делились на мелкие участки, которые сдавались в аренду в основном неграм. Последние, не имея земли и орудий труда, вынуждены были соглашаться на тяжелые условия издольной аренды, отдавая хозяину часть урожая. Получило распространение долговое рабство — пеонаж.

После войны на Юг с Севера устремились искатели легкой наживы (саквояжники), скупавшие земли и богатевшие на спекуляциях. Ключевая роль хлопкового производства в хозяйстве Юга еще более возросла, поскольку его производство увеличивалось из-за снижения мировых цен на хлопок. Кредиты выдавались только под залог будущего урожая хлопка. Зачастую фермеры запутывались в долгах у торговцев-спекулянтов, как правило, выходцев с Севера.

В результате второй американской революции была открыта широкая дорога модернизационному процессу в США. В целом вторая американская революция расчистила путь для быстрого экономического прогресса страны. Победил фермерский (американский) путь аграрного развития, способствовавший быстрому росту сельскохозяйственного производства и образованию широкого внутреннего рынка. Плантаторы утратили свои социально-экономические позиции, а вместе с тем и политическое господство в стране. В ходе индустриального подъема 1860—70-х гг. США превратились в высокоразвитую индустриальную державу. Если в 1850-х гг. они представляли собой еще аграрную страну, то в 1880 г. стоимость валовой продукции промышленности превышала стоимость сельскохозяйственной в 2,5 раза. К 1870 г. американская промышленность по объему производства вышла на второе место в мире (после Англии).

Таким образом, развитие промышленной революции в США шло особым путем. Отсутствие сильных феодальных пережитков, наличие фонда свободных земель как условие развития капитализма вширь, преобладание фермерского пути развития капитализма в сельском хозяйстве, развитие промышленности как часть процесса, имевшего место в метрополии — характерные черты капитализма переселенческого типа (на колонизуемой земле), общие для США, Канады, Австралии и Новой Зеландии.


Глава III

Основные черты социально-экономического
развития стран Запада
в последней трети XIX — начале XX в.

1. Технологический переворот последней трети XIX в.: вторая промышленная революция и ее социально-экономические последствия

2. Монополистический капитализм: сущность и основные черты. Империализм.

1. Технологический переворот последней трети XIX в.:
вторая промышленная революции
и ее социально-экономические последствия

Последствия промышленной революции в полной мере проявились только во второй половине XIX в. 50—60-е гг. XIX в. были периодом освоения достижений промышленной революции и подготовки условий для перехода стран Запада на качественно новый уровень развития. Ф. Бродель данный период обозначает как важный рубеж в развитии западного общества: «С середины XIX в… мы как будто вступаем в другую эру: вековая тенденция… — это тенденция к одновременному подъему численности населения, цен, ВНП, заработной платы, прерываемому лишь случайностями кратковременных циклов, как если бы "постоянный рост" нам был обещан навсегда».

На рубеже XIX—XX вв. основной чертой экономического развития ведущих стран Запада стал небывалый подъем производительных сил и глубокая перестройка всей системы общественного производства. За последние три десятилетия XIX в. объем мировой промышленной продукции вырос более чем в 3 раза. Согласно статистике американского экономиста У. Ростоу, в начале XX в. в мировом экономическом развитии уже стало доминировать промышленное производство: если в 1870 г. его доля составляла 19,5 %, то в 1900 г. — 58,7 % (1913 г. — 100 %). Благодаря росту производства и развитию транспорта оборот мировой торговли увеличился в 3 раза.

Таким образом, в начале XX в. в странах Запада утвердилась индустриальная экономическая система, основанная на новейших технологиях и динамичном экономическом росте. Основными последствиями технико-технологических изменений последней трети XIX в. были, во-первых, формирование зрелого индустриального общества, во-вторых — вступление капитализма на новую монополистическую стадию развития.

Подобный облик западное общество приобрело в результате ускорения технического прогресса и нового технологического переворота, в современной исторической литературе обозначенного как вторая промышленная революция (в советской историографии — техническая революция). Социально-экономическое развитие западного общества в рассматриваемый период и проходило под знаком кардинальных перемен, которые влекла за собой вторая промышленная революция. Характерными чертами последней были: 1 Качественная трансформация технико-технологической базы промышленности: выход на ведущие позиции тяжелой индустрии (отраслей группы «А»), решающей теперь судьбу экономики страны, и создание системы крупного машинного производства.

2. Резкое возрастание роли фундаментальной науки в преобразовании технологической базы производства: на основе научных открытий и изобретений формировались новейшие отрасли, имевшие приоритетное значение в экономическом развитии (электротехника, моторостроение, нефтепереработка и т. п.). Производство все более становилось технологическим применением науки.

3. Изменение энергетической базы производства: переход на новый топливно-энергетический источник — электричество и нефтепродукты.

4. Глубокие изменения в технико-организационной системе: рост концентрации производства и централизации капитала, создание акционерных обществ и монополий, повышение уровня обобществления труда.

5. Быстрый рост производительности труда, повышение общей эффективности воспроизводства, возрастание уровня жизни населения.

6. Качественные изменения в составе и уровне квалификации рабочей силы, возрастание числа ученых, инженеров, техников, непосредственно включенных в процесс производства.

7. Удешевление, расширение номенклатуры и повышение качества многих товаров.

8. Углубление противоречий технического прогресса: более разрушительный характер получили экономические кризисы, резко возросла интенсивность труда, обострились социальные проблемы, новейшие технические достижения все более широко использовались для создания средств уничтожения людей.

Ключевую роль во второй промышленной революции играли кардинальные изменения в области энергетики: пар заменялся электричеством. Начало революционным изменениям в этой сфере положило изобретение в 1867 г. немецким электротехником Э. Сименсом первого электромашинного генератора (динамо). Затем последовали другие изобретения: в 1879 г. американский изобретатель Т. Эдисон создал электрическую лампу накаливания, в 1882 г. при его участии в США была построена первая в мире электростанция общественного пользования, а в 1896 г. — первая гидроэлектростанция (на реке Ниагара). Важнейшее значение имело создание линий электропередач, позволявших передавать энергию на дальние расстояния. Одна из первых таких линий (Мисбах — Мюнхен) была сооружена в 1882 г. французским ученым М. Депре. Однако главным открытием здесь было изобретение в 1888 г. М. О. Доливо-Добровольским экономичного и относительно простого способа передачи электрической энергии трехфазным переменным током. Он же спроектировал и в 1891 г. построил первую подобную линию — Лауфен — Франкфурт. Данное изобретение положило начало широкой электрификации промышленного производства, транспорта и бытовой сферы. Использование электричества произвело настоящую революцию в мировой экономике. На его основе появилась новая электротехническая отрасль, ставшая базовой в производственном комплексе.

Преобразования в энергетике были тесно связаны с изменениями в топливной отрасли. В середине XIX в. в США (в Пенсильвании) были обнаружены месторождения нефти, что положило начало развитию нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности в западных странах. Подобные изменения вызвали заметный прогресс в добывающей промышленности: нефть начала постепенно заменять твердое топливо — каменный уголь. Уже в последней трети XIX в. добыча нефти получила большой размах: за это время она увеличилась в 25 раз. С 1870-х гг. в развитых странах стал широко использоваться газ, в том числе и в быту для освещения и отопления квартир. Вместе с тем в рассматриваемый период наблюдался и подъем угледобывающего производства. Каменный уголь широко использовался не только в качестве топлива, но и как сырье для металлургической промышленности и бытовых нужд населения, особенно в городах. На протяжении всего столетия крупнейшим европейским производителем каменного угля была Великобритания. Накануне Первой мировой войны по этому показателю ее догоняла Германия.

Создание новой топливно-энергетической базы промышленности дало толчок радикальным техническим и технологическим изменениям. В последней трети XIX в. наблюдался бурный подъем металлургической промышленности. Широкое внедрение бессемеровского и мартеновского способов производства стали вызвали здесь настоящий переворот. Вскоре последовало новое изобретение в этой отрасли — в 1878 г. английский металлург С. Томас разработал экономичный способ получения стали в конвертере (назван томасовским процессом), а в конце XIX в. внедрена электроплавка. Отмеченные открытия вывели сталелитейное производство на ведущее место в металлургии: если суммарный ежегодный выпуск чугуна в Великобритании, Франции, Германии и США, за 1870—1900 гг. вырос в 3 раза, то выплавка стали почти в 20 раз. На рубеже веков были разработаны промышленные способы получения алюминия, а в начале XX в. был изобретен дюралюминий — металл для будущей авиации. Особое значение получила цветная металлургия, что привело к повышению ценности различных видов сырья и расширению его ассортимента. Изобретения в металлургии содействовали быстрому внедрению новейших моделей станков. Это создавало основу для перехода к широкой стандартизации промышленной продукции.

В конце XIX — начале XX в. революционные изменения коснулись химической промышленности, прежде всего, началось производство искусственных материалов: искусственного волокна, синтетического каучука, пластмасс, синтетических красителей. Быстрыми темпами развивалось производство химических удобрений и лекарственных препаратов. Возникли фармацевтическая промышленность и нефтехимия. Теперь химическая промышленность заняла одно из лидирующих мест в экономике стран Запада.

Стремительно развивалась сфера транспорта. Как уже отмечалось, изобретение Фултона положило начало бурному расцвету морского и речного парового судоходства. В середине столетия корпуса крупных судов строились уже только из металла. С 1870-х гг. началось вытеснение парусников стальными пароходами с винтовым двигателем. Лидером в этом направлении оставалась Великобритания. Тоннаж английского флота за 1890—1914 гг. почти удвоился. Крупнейшими пароходами были английские суда «Аквитания» (водоизмещение — 45 000 т), «Олимпик» (водоизмещение — 60 000 т), немецкие — «Бисмарк» (водоизмещение — 64 000 т), «Фатерланд» (водоизмещение — 66 000 т). В 1880-х гг. появились суда-рефрижераторы, доставлявшие продукты на дальние расстояния. В конце XIX в. паровые суда пересекали Атлантический океан не более чем за одну неделю. К этому времени стоимость фрахта снизилась почти в 4 раза и морские перевозки стали дешевле. Однако паровое судоходство еще оставалось более дорогостоящим видом транспорта, чем парусное, поэтому в 1890 г. на долю последнего приходилось 87 % тоннажа всех морских судов в мире.

С середины XIX в. особый размах получило железнодорожное строительство. За 1870—1913 гг. мировая протяженность железнодорожных путей увеличилась в 5,5 раз, что существенно раздвинуло рамки международных связей, удешевило и повысило мобильность населения, экономики и торговли. В последней трети XIX в. развернулось строительство трансконтинентальных магистралей: с 1883 г. между Парижем и Стамбулом начал курсировать пассажирский поезд «Восточный экспресс», в конце XIX в. в США действовало уже 4 железнодорожных линии, соединявших западное и восточное побережье. В этот период железнодорожный транспорт получил развитие в городах и значительно усовершенствовался: чугунные рельсы заменялись стальными, происходил переход на электрическую тягу. В 1863 г. в Лондоне была построена первая в мире линия метрополитена (3,6 км) на паровой тяге, а в 1890 г. — на электрической. В 1879 г. Э. Сименс создал первую в мире опытную электрическую городскую железную дорогу, а в 1881 г. в Германии был пущен первый электрический трамвай. В 1890-х гг. в США и в странах Европы появились первые пригородные электрички. Железные дороги окончательно устранили относительную обособленность региональных рынков, которая была присуща доиндустриальной экономике.

Очередную революцию на транспорте вызвало появление автомобиля. Ключевым изобретением здесь был двигатель внутреннего сгорания. Его первый вариант был создан в 1860 г. французским механиком Э. Ленуаром. Затем в 1876 г. немецкий изобретатель Н. Отто построил более совершенный газовый двигатель внутреннего сгорания. По сравнению с паромашинной установкой новый двигатель был более прост, компактен, экономичен и работал с использованием нефти и газа. В 1897 г. немецкий изобретатель Р. Дизель создал подобный двигатель, работающий на нефтяном топливе, но более экономичный с замедленным горением (дизельный). В дальнейшем двигатель Дизеля получил особенно широкое применение, им оснащали все виды транспорта, в том числе корабли, грузовики, локомотивы. Так, в 1903 г. в России был создан первый теплоход — танкер «Вандал», оснащенный дизельным двигателем.

Изобретение двигателя внутреннего сгорания положило начало развитию автомобилестроения. Первый автомобиль современного типа «Даймлер» был создан в Германии в 1886 г. Заслуга этого изобретения принадлежит немецким инженерам Г. Даймлеру и К. Бенцу. В 1890-х гг. появились первые автомобили во Франции. В 1892 г. известный американский изобретатель и предприниматель Г. Форд построил свой первый автомобиль. Уже в начале XX в. он развернул промышленное производство автомобилей, а к 1908 г. создал модель «Т» стоимостью в 850 долларов, рассчитанную на массовый сбыт. В 1913 г. в США было зарегистрировано свыше 1 миллиона автомобилей. Новое изобретение сразу же вызвало столь большой интерес, что уже в 1894 г. прошли первые в мире автогонки по трассе Париж — Руан. В начале XX в. автомобилестроение стало одной из ведущих и динамично развивающихся отраслей.

Дальнейшее развитие двигателей внутреннего сгорания привело к появлению другой новой отрасли на транспорте — авиастроению. Начало его созданию было положено в США: в 1903 г. братья О. и У. Райт совершили первый полет на построенном ими планере, оснащенном бензиновым двигателем (находился в воздухе 12 секунд). Американский опыт положил начало освоению этой отрасли во всех странах. В 1909 г. во Франции (в г. Кале) изобретатель Л. Блерио осуществил первый полет на своем моноплане.

Вторая промышленная революция заметно отразилась и на военном производстве, превратив его в крупную отрасль промышленности. Развитию военной сферы в немалой степени способствовало обострение в конце XIX — начале XX в. международной обстановки, а затем — развязывание Первой мировой войны. В рассматриваемое время появились новые виды военной техники. С появлением первых самолетов началось создание военной авиации: на основе моноплана Л. Блерио были сформированы первые французские военно-воздушные части. Уже в октябре 1914 г. произошел первый воздушный бой между французским и немецким самолетами. В 1915 г. было положено начало созданию бронетехники: появились первые (английские) танки, впервые примененные в 1916 г. (битва на реке Сомме). В эти годы заметно возросла мощность военно-морского флота. Великобритания создала новые типы военных судов: линкоры — дредноуты «неустрашимые» и подводные лодки. На основе новейших достижений химической промышленности было создано оружие массового уничтожения. Один из его видов — отравляющий газ хлор — был впервые применен в 1915 г. в битве на реке Ипр и получил название «иприт».

Вторая промышленная революция в меньшей степени, чем промышленность, затронула аграрную сферу. Однако и здесь произошли важные перемены. Прежде всего, развивалась механизация сельскохозяйственного производства. В это время более широко стали распространяться разные земледельческие машины (сеялки, жнейки, молотилки и др.). В США был создан и в 1890 г. начал применяться первый трактор. Использование техники существенно повысило производительность сельскохозяйственного труда, высвободило в деревне большое число рабочей силы. Это повлекло массовый отток населения в города, новый виток урбанизации. В последней трети XIX в. ведущие страны Европы поразил затяжной аграрный кризис, вызванный притоком дешевой сельскохозяйственной продукции из Америки и Австралии. В значительной степени этому способствовало развитие транспортной системы. В результате большинство европейских крестьян разорялось.

В условиях индустриализации особое значение имело развитие информационной сети. Широкое развитие получила телеграфная связь, основы которой были заложены еще в 1830-х гг. В начале 50-х гг. XIX в. появились международные, и, благодаря прокладке подводных кабелей связи, межконтинентальные телеграфные линии. В 1866 г. была установлена регулярная телеграфная связь между Европой и Америкой. В 1876 г. шотландец А. Белл изобрел в США первый телефон, а в 1878 г. здесь была создана первая телефонная станция. В 1890-х гг. такие станции появились во всем мире. В конце XIX в. русским ученым А. Поповым (1895) и итальянским радиотехником Г. Маркони (1897) было изобретено радио, быстро получившее всемирное признание. В 1890-х гг. Г. Маркони изобрел беспроволочный телеграф, а в 1901 г. осуществил радиосвязь через Атлантический океан. Отмеченные изобретения дали импульс развитию средств массовой информации.

Развитая информационная сеть была необходима и для организации сбыта быстро растущего объема продукции. В этой связи со второй половины XIX в. бурное развитие получило рекламное дело, выделившееся в самостоятельную отрасль экономики. В это время создаются профессиональные рекламные конторы. Реклама стала необходимым средством сбыта продукции массового производства. Многие ее виды выросли на рекламе: маргарин, лекарства, сигареты, косметика вошли в употребление в век рекламы. Особенно широко рекламный бизнес развивался в США, где в середине XIX в. имел эффективные средства воздействия на потребителя. В 1910 г. в США на эту отрасль тратилось около 4 % национального дохода. Благодаря рекламе лидерами на мировом рынке стали «Кока-кола», «Кодак», «Кэмел», «Лэвис» и началась глобальная экономическая экспансия ведущих фирм США.

Развитие средств коммуникации и информации привело к окончательному объединению всех пяти частей света в единую мировую экономическую систему. В этой связи усилилась взаимозависимость и взаимодействие всех регионов мира, что создавало предпосылки для развития интеграционных процессов в мировой экономики.

Вторая промышленная революция стремительно вторглась и в сферу быта, изменив и в значительной степени облегчив жизнь западного человека. По словам Э. Хобсбаума: «…это было время, когда частью современного образа жизни стали телефон и беспроволочный телеграф, фонограф, кино, автомобили и самолеты, не говоря уже о таких достижениях науки и техники, проникавших непосредственно в домашнюю жизнь, как пылесосы (1908 год) или аспирин (1899 год), оказавшийся самым универсальным лекарством из всех, когда-либо изобретенных человеком. Не следует забывать и о самой полезной машине всех времен — скромном велосипеде, достоинства которого были признаны немедленно и повсеместно».

Развитие индустриализации влекло за собой серьезные финансовые проблемы: быстро росла потребность в инвестициях. В этой связи в странах Запада в годы второй промышленной революции была создана стабильная и разветвленная кредитно-финансовая система, основанная на акционерных банках. Последние предоставляли как кратковременные, так и долгосрочные коммерческие кредиты, что было особенно важно для развития тяжелой индустрии.

Внедрение новейших техники и технологии потребовало научного подхода к управлению производством и организации труда. «Отцом научного управления» стал американский инженер Ф. Тейлор, разработавший основы теории и практики инженерной социологии, направленной на повышение производительности труда. Система Ф. Тейлора была впервые успешно внедрена Г. Фордом, применившим в 1913 г. на своем автозаводе первый сборочный конвейер.

В условиях нового технологического переворота экономическое отставание угрожало национальному суверенитету даже крупнейших европейских стран. В этой связи вторая промышленная революция в конце XIX в. вызвала ускоренную индустриализацию в странах «второго эшелона». Экономическое развитие здесь шло бурными темпами: складывался общенациональный рынок, формировалась разветвленная банковская система, внедрялись новейшие техника и технологии в промышленности, высокого уровня достигла концентрация производства. Форсированная модернизация проводилась властями и носила неорганический, искусственный характер. Это предполагало широкое государственное вмешательство в развитие экономики. Государство выступало основным инициатором структурных преобразований и крупнейшим инвестором. Большую роль в развитии индустрии стран «второго эшелона» играл и зарубежный капитал, прежде всего английский и французский.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: