Тема 9. Педагогические технологии

1. ПОНЯТИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ».

2..СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

1.ПОНЯТИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ».

Технология (от греч. techne — искусство, мастерство, умение и logos — слово, учение) — это учение о мастерстве. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

Педагогическая технология — это система теоретически обоснованных принципов и правил, а также соответствующих им приемов и методов эффективного достижения педагогом целей обучения, воспитания и развития школьников. (Борытко Н.М.)

П едагогическая технология это система проектирования практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения (воспитания), гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании. (Андреев В. И.)

Идея технологизации обучения является не новой. Еще Я. А. Коменский ратовал за технологизацию обучения. Он призывал к тому, чтобы обучение стало «механическим» (т. е. «технологическим»), стремился отыскать такой порядок обучения, который неминуемо приводил бы к положительным результатам. Я. А. Коменский писал: «Для дидактической машины не­обходимо отыскать: 1) твердо установленные цели; 2) средства, точно при­способленные для достижения этих целей; 3) твердые правила, как пользо­ваться этими средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели».

Массовое внедрение технологий обучения исследователи относят к началу 60-х гг. XX столетия и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы.

Признаки педагогической технологии:

- признак цели — четкость,конкретность и диагностичность цели, достижение которой гарантирует данная технология;

- признак диагностичности — наличие диагностических средств (тестов, контрольных заданий) которые помогают педагогу определять результаты педагогических воздействий;

- признак структурности — четкая логика и жесткая соподчиненность использования в технологии методов, форм обучения(воспитания) т.е. наличие алгоритма деятельности педагога;

- признак оптимальности — наличие перечня условий, ограничивающих сферу применения или результативность технологии (например, возрастные границы, наличие определенных технических средств).

Структура педагогической технологии

1. Горизонтальная структура педагогической технологии содержит три основных взаимосвязанных компонента:

1) научный: технология является научно разработанным (разрабатываемым) решением определённой проблемы, основанном на достижениях педагогической теории и передовой практики;

2) формализованно-описательный (дескриптивный); технология представляется моделью, описанием (вербальным, текстовым, схемным) целей, содержания, методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов;

3) процессуально-деятельностный: технология предстаёт как сам процесс осуществления деятельности объектов и субъектов, их целеполагание, планирование, организацию, реализацию целей и анализ результатов.

2. Вертикаль технологий. Существует иерархия педагогических технологий. В структуре этой иерархии (технологической вертикали) выделяют четыре соподчинённых класса педагогических технологий (адекватных уровням организационных структур деятельности людей и организаций).

1. Метатехнологии представляют образовательный процесс на уровне реализации социальной политики в области образования (социально-педагогический уровень). Это общепедагогические (общедидактические, общевоспитательные, социально-воспитательные) технологии, которые охватывают целостный образовательный процесс в стране, регионе, учебном заведении. Примеры; технология дошкольного воспитания, технология развивающего обучения, технология управления качеством образования в регионе, технология антиалкогольного воспитания.

2. Макротехнологии, или отраслевые педагогические технологии (общепедагогический и общеметодический уровни), охватывают деятельность в рамках какой-либо образовательной отрасли, области, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины. Примеры: технология компенсирующего обучения, технология преподавания учебного предмета.

3. Мезотехнологии, или модульно - локальные — технологии осуществления отдельных частей (модулей) учебно-воспитательного процесса, или направленные на решение частных, локальных дидактических, методических или воспитательных задач. Примеры: технология отдельных видов деятельности субъектов и объектов, технология изучения данной темы, технологии урока, технологии усвоения, повторения или контроля знаний в границах данного модуля.

4. Микротехнологии — это технологии, направленные на решение узких оперативных задач и относящиеся к индивидуальному взаимодействию или самовоздействию субъектов педагогического процесса (контактно-личностный уровень). Примеры: технология формирования навыков письма, тренинговые технологии по коррекции отдельных качеств индивида.

Пройдя эти этапы один за другим, педагог не только получит более совершенные результаты в образовании детей, но и удовлетворение от собственной работы, ставшей более эффективной

Соотношение понятий «методика обучения (воспитания)» и

«педагогическая технология».

Методика преподавания учебной дисциплины представляет, так же как и технология, часть педагогической науки, исследует закономерности процесса обучения, но она рассматривает передачу(изложение и усвоение) учеником содержания только определённой дисциплины. Она характеризуется отношением «преподавание — предметное содержание (дисциплины) — учение».

Педагогическая технология разрабатывает более общие закономерности формирования личности обучающихся, применимые к широкому кругу специальных областей, рассматривает отношения «преподавание — учение».

Название методике даёт соответствующая научная дисциплина (Например, методика обучения истории). Название технологии определяется той научной основой, которая используется в учебно-воспитательном процессе (ведущей парадигмой, принципом, подходом, основными методами и формами, закономерностями). Пример: технология проблемного обучения

Приоритетный вопрос методики — «как осуществлять», а технологии — «как осуществлять, и сделать это оптимально».

Всовременной дидактике представлены самые разнообразные технологии, которые классифицируются по разным основаниям (см. таблицу 1. Классификации педагогических технологий, предложенные Г.К. Селевко).

2.СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ





Подборка статей по вашей теме: