double arrow

Технология развивающего обучения

Из всех существующих отечественных технологий обучения технология развивающего обучения является одной из наиболее признанных. У ее ис­токов стояли такие выдающиеся психологи и педагоги, как Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие.

Развивающее обучение — направлениев теории и практике образования, ориентирующее на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путём использования их потенциальныхвозможностей (Российская педагогическая энциклопедия).

Развивающее обучение — это управление учителем психическим развитием ученика (И.А. Зимняя).

В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.

Под развивающим обучением понимается новый, активно – деятельностный способ обучения, который отличается от традиционного способа тем, что в нём:

- учитываются и используются закономерности, уровень и особенности развития ребенка.

- обучение опережает развитие, происходит в зоне ближайшего развития ребёнка

- ребёнок является субъектом педагогического взаимодействия, а не объектом воздействия со стороны педагогических средств;

- целью обучения становится не столько усвоение и накопление информации , сколько формирование способностей распоряжаться и добывать её.

На становление идей технологии развивающего обучения большое влияние оказали труды Л. С. Выготского. До Л. С. Выготского считалось, что развитие ребенка, в частности раз­витие интеллекта, идет вслед за обучением и воспитанием. Л. С. Выготский доказал, что «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития.

Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития».

Он выделял два уровня в развитии ребёнка:

1) сферу (уровень) актуального развития — уже сформировавшиеся качества и то, что ребёнок может делать самостоятельно;

2) зону ближайшего развития — те виды деятельности, которые ребёнок пока ещё не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми может справиться с помощью взрослых.

Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создаёт зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.

Итак важно, в процесс обучения осуществлять обучение в зоне ближайшего развития ребёнка.

В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработаны разные технологии развивающего обучения. Например, технология развивающего обучения Л.В. Занкова направлена на разностороннее, целостное развитие личности. В основном получила распространение в начальной школе.

Система Л.В. Занкова появилась и получила распространение в 50-е годы. В настоящее время на базе бывшей лаборатории открыт Федеральный научно-методический центр имени Л.В. Занкова при Министерстве образования России.

Л.В. Занков разработал принципы развивающего обучения:

- Принцип обучения на высоком уровне трудности. Если учебный материал и методы его изучения таковы, что перед школьниками не возникает препятствий, которые должны быть преодолены, то развитие детей идет слабо.

- Принцип ведущей роли теоретических знаний (без принижения значения практических умений и навыков). Обучения на высоком уровне трудности определяет отбор и конструирование содержания образования. Учебный материал становится более обширным и глубоким, ведущая роль отводится теоретическим знаниям, при этом однако не понижается значение практических умений и навыков учащихся.

- Принцип системности и высокой сложности содержания, адекватной зоне ближайшего развития ребёнка;

- Принцип продвижение в изучении материала в быстром темпе.В изучении программного материала следует идти вперед быстрым темпом. Непреднамеренное замедление темпа, связанное с многократным и однообразным повторением пройденного, создает помехи или даже делает невозможным обучение на высоком уровне трудности.

- Принцип осознанияребёнком процесса учения. Предполагает сознательное освоение учебной информации; четкое представление цели деятельности, принятие этих целей).

- Принцип проблематизации содержания. Предполагает широкое использование система заданий поискового характера.

- Принцип работы над развитием всех (сильных и слабых) детей, индивидуальный подход.

Идеи технологии развивающего обучения в нашей стране получили широкое распространение среди учителей. Однако ряд положений этой технологии остается дискуссионным. Исследования Института психологии РАН показали, что дети с врожденными замедленными динамическими характе­ристиками личности обречены на неизбежные затруднения при работе в едином для всего класса темпе. Поэтому требования обучать всех быстрым темпом и на высоком уровне сложности выполнимы не для всех учеников.

Технология программированного обучения

Программированное обучение возникло в начале 50-х гг. XX в., когда американский психолог Б. Скиннер предложил повысить эффективность управления усвоением материала, построив его как последовательную программу подачи порций информации и контроля за их усвоением. В России разработчиками и пропагандистами программированного обучения были А.И. Берг, В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина.

Идеи программированного обучения лежат в основе многих образовательных и, в частности, новых информационных (компьютерных). Основная цель программированного обучения состоит в улучшении управления учебным процессом.

Технология программированного обучения — это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств (программированного учебника, особых обучающих машин, компьютерных обучающих средств и др.). Она обеспечивает каждому учащемуся возможность осуществления учения в соответствии с его индивидуальными особенностями (темп обучения, уровень обученности и др.).

Характерные черты технологии программированного обучения:

разделение учебного материала на отдельные небольшие, легко усваиваемые части;

- включение системы предписаний по последовательному выполнению определенных действий, направленных на усвоение каждой части;

- проверка усвоения каждой части. При правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения; при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;

- фиксирование результатов выполнения контрольных заданий, которые становятся доступными как самим учащимся (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь).

Основное средство реализации технологии программированного обучения — обучающая программа. Она предписывает последовательность действий по овладению определенной единицей знаний. Обучающие программы могут быть оформлены в виде программированного учебника или других видов печатных пособий (безмашинное программированное обучение) или в виде программы, подаваемой с помощью обучающей машины (машинное программированное обучение).

В основу обучающих программ кладутся три принципа программирования: линейное, разветвленное и смешанное.

При линейном принципе программирования обучаемый, работая над учебным материалом, последовательно переходит от одного шага программы к следующему. При этом все ученики последовательно выполняют предпи­санные шаги программы. Различия могут быть лишь в темпе проработки материала.

При использовании разветвленного принципа программирования работа учеников, давших верные или неверные ответы, дифференцируется. Если учащийся выбрал верный ответ, то получает подкрепление в виде подтверждения правильности ответа и указание о переходе к следующему шагу программы. Если же учащийся выбрал ошибочный ответ, ему разъясняется сущность допущенной ошибки, и он получает указание вернуться к какому-то из предыдущих шагов программы или же перейти к некоторой подпрограмме.

Принцип разветвленного программирования по сравнению с линейным позволяет больше индивидуализировать обучение учащихся. Ученик, дающий верные ответы, может быстрее продвигаться вперед, переходя без задержек от одной порции информации к другой. Ученики, делающие ошибки, продвигаются медленнее, но зато читают дополнительные пояснения и устраняют пробелы в знаниях.

Принцип смешанного (комбинированного) программирования представляет собой объединение разных видовпрограмм. Это уже сложные программные продукты, включающие в себя разные дозы и видыинформации, проблемное обучение и алгоритмы в обучении, различные способы ввода ответовобучаемых, разную степень адаптации обучения к индивидуальным особенностям ученика, возможностьиндивидуальной и групповой работы с программой.

Средствами программированного обучения могут быть:

- программированные печатные (бумажные) пособия, раздаточный материал;

- электромеханические устройства (машины-экзаменаторы, служащие для контроля и оценки знаний учащихся;

- машины-репетиторы, предназначенные для повторения с целью закрепления знаний и др.

- компьютерные обучающие средства.

Современные компьютерные средства обучения позволяют создавать сложные электронные системы обучения, телекоммуникационные сети, которые обладают большими дидактическими возможностями. В частности, разрабатываются интерактивные программы, в которых обучаемый работает в диалоговом режиме со сложными информационными системами, базами данных, экспертными системами выполняющими дидактические функции.

Технология компьютерного обучения

Бурный прогресс в области развития персональных электронно-вычислительных машин вывел педагогов на новую технологию компьютерного обучения. Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, дают возможность решать почти все дидактические задачи.

Они одновременно выдают определенную информацию, проверяют, усвоили ли ее учащиеся и в какой мере, формируют соответствующие теоретические знания и практические умения, открывают доступ к электронным библиотекам, к основным отечественным и международным базам данных; за считанные секунды могут найти нужную цитату, абзац, параграф или главу книги, выделить в ней главное и т. п.

Некоторые компьютеры, называемые адаптивными, могут приспосабливать темп обучения к индивидуальным особенностям учащихся, анализировать каждый ответ и на этой основе устанавливать очередные порции учебного материала, регистрировать ответы, увеличивать или уменьшать в зависимости от уровня сложности задаваемых вопросов время, необходимое для подготовки ответа учеником.

Эффективность технологии компьютерного обучения обусловливается качеством обучающих программ и качеством вычислительной техники.


Сейчас читают про: