Ниже рассмотрен упрощенный расчет на сопротивление усталости при регулярном нагружении (при постоянстве параметров циклов нагружений в течение всего времени эксплуатации). В расчете параметры цикла рассчитываются по максимальной из длительно действующих нагрузке. В упрощенном расчете не выделяют сил, не меняющих свое положение относительно вала, а также не учитывают наличие осевых сил. Это позволяет принять, что нормальные напряжения изменяются по симметричному циклу: с амплитудой (переменной составляющей) и средним (постоянной составляющей) напряжением, а касательные напряжения по отнулевому циклу: и .
Расчет выполняют в форме проверки коэффициента запаса прочности в предположительно опасных сечениях, предварительно намеченных в соответствии с формой вала, эпюрами моментов и расположением зон концентрации напряжений.
Прочность обеспечена, если . Минимально допустимое значение коэффициента запаса прочности .
Для каждого из установленных предположительно опасных сечений вала вычисляют общий коэффициент запаса прочности:
|
|
; (4.1)
где и – коэффициенты запаса соответственно по нормальным и касательным напряжениям, определяемые по зависимостям:
; (4.2)
; (4.3)
где и – пределы выносливости материала вала (табл. 3.1); и – коэффициенты снижения предела выносливости; и – коэффициенты чувствительности материала к асимметрии цикла нагружений соответственно при изгибе и кручении (табл. 3.1).
При отсутствии экспериментальных данных значения и для сталей ориентировочно определяют по следующим соотношениям:
где – значение временного сопротивления (МПа) материала вала (табл. 3.1), а значения и определяют по соотношениям:
Напряжение в опасных сечениях вычисляют по формулам:
(4.4)
(4.5)
Значения и вычисляют по зависимостям:
(4.6)
где и – эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении (, ). Учитывают влияние на предел выносливости изменения формы вала в осевом или поперечном сечении (переходный участок, шпоночный паз, шлицы, резьбы и др.). Концентратором напряжений является и давление в месте установки деталей с натягом (зубчатых колес, подшипников качения). Концентрация напряжений снижает предел выносливости. При действии в расчетном сечении нескольких источников концентрации напряжений учитывают наиболее опасный из них (с наибольшим значением или );
, – коэффициенты влияния абсолютных размеров поперечного сечения (, ). Чем больше абсолютные размеры поперечного сечения детали, тем меньше предел выносливости;
, – коэффициенты влияния качества обработки поверхности (). С увеличением шероховатости поверхности детали предел выносливости понижается. Значительно снижает предел выносливости развитие коррозии в процессе работы;
|
|
- коэффициент влияния поверхностного упрочнения (). Используют разные способы поверхностного упрочнения: цементация, поверхностную закалку ТВЧ, деформационное упрочнение (наклеп) накаткой роликами или дробеструйной обработкой. Упрочнение поверхности детали значительно повышает предел выносливости.
Эффективные коэффициенты концентраторов напряжений и для различных концентраторов напряжений определяют по графикам или таблицам //. Для ступенчатых валов с галтелями и проточками значения при и при в зависимости от отношения и предела прочности материала приведены на рис. 4.1 а, б. Для значения при определении и можно использовать поправочные коэффициенты и (рис. 4.1 в, г).
В расчетах на прочность и для ступенчатых валов можно также определить по формулам:
(4.7)
(4.8)
где значения коэффициентов чувствительности металла к концентрации напряжений определяют по рис. 4.2, а значения теоретических коэффициентов концентрации напряжений и определяют соответственно по рис. 4.3 и 4.4.
а б
в г
Рис. 4.1. Значение коэффициентов концентрации напряжений и и поправочных коэффициентов и для ступенчатых валов.
Рис. 4.2. Зависимость коэффициента чувствительности стали к концентрации напряжений q от радиуса выкружки ρ.
Значения и берут из таблиц: для шпоночного паза – табл. 4.1; для шлицевых и резьбовых участков валов – табл. 4.2. Для оценки концентрации напряжений в местах установки на валу деталей с натягом используются отношения или (табл. 4.3).
Значения коэффициентов абсолютных размеров поперечного сечения вала и принимают по табл. 4.4.
Значения коэффициентов влияния качества поверхности , принимают по табл. 4.5., или определяют по формулам:
при изгибе
, если
, если
при кручении
.
Здесь - в МПа; - параметр шероховатости, мкм; , где - среднее арифметическое отклонение профиля поверхности, мкм.
Значения коэффициентов влияния поверхностного упрочнения принимают по табл. 4.6.
Таблица 4.1
Значения эффективных коэффициентов концентраций напряжений и для валов со шпоночным пазом.
при выполнении паза фрезой | |||
концевой | дисковой | ||
1,8 2,0 2,2 2,65 | 1,5 1,55 1,7 1,9 | 1,4 1,7 2,05 2,4 |
Таблица 4.2
Значения эффективных коэффициентов концентрации напряжений и для валов со шлицами и резьбами.
для | для | для резьбы | |||
шлицев | резьбы | прямобочных | эвольвентных | ||
1,45 1,6 1,7 1,75 | 1,8 2,2 2,45 2,9 | 2,25 2,5 2,65 2,8 | 1,43 1,49 1,55 1,6 | 1,35 1,7 2,1 2,35 |
Таблица 4.3
Значения , отношений для оценки концентрации напряжений в местах установки на валу деталей с натягом.
Диаметр вала ,мм | при | при | ||||||
2,6 2,75 2,9 3,0 3,1 3,2 3,3 3,35 | 3,3 3,5 3,7 3,85 4,0 4,1 4,2 4,3 | 4,0 4,3 4,5 4,7 4,85 4,95 5,1 5,2 | 5,1 5,4 5,7 5,95 6,15 6,3 6,45 6,6 | 1,5 1,65 1,75 1,8 1,85 1,9 1,95 2,0 | 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,45 2,5 2,55 | 2,4 2,6 2,7 2,8 2,9 3,0 3,05 3,1 | 3,05 3,25 3,4 3,55 3,7 3,8 3,9 3,95 |
Таблица 4.4
Значения коэффициентов абсолютных размеров поперечного сечения и .
Напряженное состояние и материал | () при диаметре вала ,мм. | |||||
Изгиб для углеродистой стали | 0,92 | 0,88 | 0,85 | 0,81 | 0,76 | 0,71 |
Кручение для всех сталей и изгиб для легированной стали | 0,83 | 0,77 | 0,73 | 0,70 | 0,65 | 0,59 |
Таблица 4.5
Значения коэффициентов влияния качества поверхности , .
Вид механической обработки | Параметр шероховатости ,мкм | при | при | ||
Шлиф. тонкое Обтач. тонкое Шлиф. чистовое Обтач. чистовое | до 0,2 0,2…0,8 0,8…1,6 1,6…3,2 | 0,99...0,93 0,93...0,89 0,89...0,86 | 0,99...0,91 0,93...0,89 0,86...0,82 | 0,99...0,96 0,96...0,94 0,94...0,92 | 0,99..0,95 0,95..0,92 0,92..0,89 |
Таблица 4.6
|
|
Значение коэффициента при различных способах упрочнения детали.
Вид упрочнения поверхности вала | Значения при: | ||
Закалка ТВЧ Азотирование Накатка роликом Дробеструйный наклеп Без упрочнения | 1,3…1,6 1,15…1,25 1,2…1,4 1,1…1,3 1,0 | 1,6…1,7 1,3…1,9 1,5…1,7 1,4…1,5 1,0 | 2,4…2,8 2,0…3,0 1,8…2,2 1,6…2,5 1,0 |