На рисунках 2.2, 2.3 даны схемы сил в зацеплении прямозубой и косозубой цилиндрических передач при различных направлениях наклона зубьев и вращения двигателя. За точку приложения сил принимают полюс зацепления в средней плоскости колеса.
Зависимости для определения составляющих усилий в зацеплении приведены в таблице 2.2
Рис. 2.2 Схема сил в зацеплении цилиндрических передач при вращении быстроходного вала по часовой стрелке (наблюдатель слева):
а – прямозубая; б – косозубая с направлением линии зуба колеса – правое, шестерни - левое; в – косозубая с направлением линии зуба колеса – левое, шестерни - правое; г – шевронная.
Рис. 2.3 Схема сил в зацеплении цилиндрических передач при вращении быстроходного вала против часовой стрелки (наблюдатель слева):
а – прямозубая; б – косозубая с направлением линии зуба колеса – правое, шестерни - левое; в – косозубая с направлением линии зуба колеса – левое, шестерни - правое; г – шевронная.
Таблица 2.2
Силы в зацеплении цилиндрических передач
Сила в зацеплении | Значение силы, Н | |||
Цилиндрическая прямозубая | Цилиндрическая косозубая | |||
на шестерне | на колесе | на шестерне | на колесе | |
Окружная | ||||
Радиальная | ||||
Осевая | – | – | ||
Примечание: Величины, входящие в формулы для определения сил: 1. и - вращающие моменты на быстроходном и тихоходном валах редуктора, Нм 2. и -делительные диаметры цилиндрических передач, м 3. -угол наклона зубьев цилиндрических колес |