На рисунках 2.2, 2.3 даны схемы сил в зацеплении прямозубой и косозубой цилиндрических передач при различных направлениях наклона зубьев и вращения двигателя. За точку приложения сил принимают полюс зацепления в средней плоскости колеса.
Зависимости для определения составляющих усилий в зацеплении приведены в таблице 2.2

Рис. 2.2 Схема сил в зацеплении цилиндрических передач при вращении быстроходного вала по часовой стрелке (наблюдатель слева):
а – прямозубая; б – косозубая с направлением линии зуба колеса – правое, шестерни - левое; в – косозубая с направлением линии зуба колеса – левое, шестерни - правое; г – шевронная.

Рис. 2.3 Схема сил в зацеплении цилиндрических передач при вращении быстроходного вала против часовой стрелки (наблюдатель слева):
а – прямозубая; б – косозубая с направлением линии зуба колеса – правое, шестерни - левое; в – косозубая с направлением линии зуба колеса – левое, шестерни - правое; г – шевронная.
Таблица 2.2
Силы в зацеплении цилиндрических передач
| Сила в зацеплении | Значение силы, Н | |||
| Цилиндрическая прямозубая | Цилиндрическая косозубая | |||
| на шестерне | на колесе | на шестерне | на колесе | |
| Окружная | | | | |
| Радиальная | | | | |
| Осевая | – | – | | |
Примечание: Величины, входящие в формулы для определения сил: 1. и - вращающие моменты на быстроходном и тихоходном валах редуктора, Нм 2. и -делительные диаметры цилиндрических передач, м 3. -угол наклона зубьев цилиндрических колес |
и
- вращающие моменты на быстроходном и тихоходном валах редуктора, Нм 2.
и
-делительные диаметры цилиндрических передач, м 3.
-угол наклона зубьев цилиндрических колес