Формы и типы речевой коммуникации

Различают устную и письменную формы речи. Признаки, на основе которых определяются типы речевой коммуникации:

1) условия общения:

- прямое, непосредственное, общение с активной обратной связью (диалог) и с пассивной обратной связью (письменное распоряжение);

- опосредованное общение (выступление по радио, телевидению, в средствах массовой информации);

2) количество участников:

- монолог (речь одного человека);

- диалог (речь двух людей);

- полилог (речь нескольких человек);

3) цель общения:

- информирование;

- убеждение;

- развлечение;

4) характер ситуации:

- деловое общение (доклад, лекция, дискуссия и др.);

- бытовое общение (разговоры с близкими и др.).

Для каждого типа коммуникации существуют специфические языковые средства (слова, грамматические конструкции и т.д.), тактика поведения, владение которыми на практике является необходимым условием достижения успеха в процессе речевой коммуникации.

Виды речевой деятельности:

- говорение (отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию);

- слушание (аудирование) – восприятие речевых акустических сигналов и их понимание;

- письмо (зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов);

- чтение (расшифровка графических знаков и понимание их значений).

Механизмы кодирования информации действуют при говорении и письме, а механизмы декодирования – при слушании и чтении.

Указанные виды речевой деятельности составляют основу процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформулированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность речевого общения. Степень сформированности навыков речевой деятельности служит критерием оценки уровня владения языком и показателем общей культуры человека.




double arrow
Сейчас читают про: