Различают устную и письменную формы речи. Признаки, на основе которых определяются типы речевой коммуникации:
1) условия общения:
- прямое, непосредственное, общение с активной обратной связью (диалог) и с пассивной обратной связью (письменное распоряжение);
- опосредованное общение (выступление по радио, телевидению, в средствах массовой информации);
2) количество участников:
- монолог (речь одного человека);
- диалог (речь двух людей);
- полилог (речь нескольких человек);
3) цель общения:
- информирование;
- убеждение;
- развлечение;
4) характер ситуации:
- деловое общение (доклад, лекция, дискуссия и др.);
- бытовое общение (разговоры с близкими и др.).
Для каждого типа коммуникации существуют специфические языковые средства (слова, грамматические конструкции и т.д.), тактика поведения, владение которыми на практике является необходимым условием достижения успеха в процессе речевой коммуникации.
Виды речевой деятельности:
- говорение (отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию);
- слушание (аудирование) – восприятие речевых акустических сигналов и их понимание;
- письмо (зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов);
- чтение (расшифровка графических знаков и понимание их значений).
Механизмы кодирования информации действуют при говорении и письме, а механизмы декодирования – при слушании и чтении.
Указанные виды речевой деятельности составляют основу процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформулированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность речевого общения. Степень сформированности навыков речевой деятельности служит критерием оценки уровня владения языком и показателем общей культуры человека.






