Модель речевой коммуникации

В основе общения лежит единая схема (модель). Компонентами этой модели являются:

- отправитель информации (адресант) – говорящий или пишущий человек;

- получатель информации (адресат) – читающий или слушающий человек;

- сообщение (текст в устной или письменной форме) – неотъемлемая часть модели, поскольку без обмена информацией не может быть речевой коммуникации.

Отдельное речевое действие (фрагмент коммуникации) называется коммуникативным актом (реплика одного из собеседников).

Задачи общения:

- эффективное получение информации (предполагает владение навыками чтения и слушания);

- эффективная передача информации (владение навыками письма и говорения);

- достижение поставленной цели (владение речевыми тактиками убеждения и побуждения, знание основных риторических приёмов);

- получение дополнительной информации о собеседнике (знание основных закономерностей функционирования языка в обществе, умение различать оттенки интонации и голоса собеседника, понимание возможного подтекста);

- позитивная самопрезентация (означает способность произвести хорошее впечатление на собеседника и предполагает владение основами культуры речи: знание норм языка, умение «исполнить» свою речь в приятной для собеседника манере, продемонстрировав свои положительные качества).

Вопросы и задания

1. Можно ли назвать речевым общение между глухонемыми людьми?

2. Вспомните рассказ А. Конан-Дойля «Пляшущие человечки». С помощью каких средств – вербальных или невербальных – осуществлялась коммуникация в этом случае?

3. Известно, что попугаи могут произносить человеческие слова. Является ли разговор с говорящим попугаем коммуникацией?

4. Словосочетание «уважаемые товарищи» употребляется, как правило, в фатической функции, т.е. для установления контакта с окружающими. Приведите другие примеры.

5. Прочитайте предложение: «Человек состоит из трёх слогов». Скажите, в какой функции употребляется слово «человек» в данном предложении?

6. Какое значение имеет слово «речь» в предложении: «Его речь была нелогичной?» Конкретизируйте это предложение, выразив разные значения термина «речь»: а) речевая деятельность, б) продукт деятельности.

7. Исследователи установили, что человек, хорошо владеющий одним иностранным языком, гораздо легче осваивает второй, чем человек, не знающий никакого иностранного языка. Как вы думаете, чем можно объяснить этот факт?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: