double arrow

А5 Синтаксические нормы

Это задание проверяет умение находить недочёты в строении словосочетания, простого и сложного предложения, употреблении некоторых производных предлогов, то есть в управлении и т.п.

В задании три предложения употреблены без ошибок. Только одно предложение требует корректировки. Модель задания включает четыре примера с наиболее частотными в речевой практике случаями управления и согласования, в одном из которых допущена ошибка.

В качестве тренировочного материала использовались частотные в речи сочетания слов, предложения из художественных текстов, текстов школьных сочинений, тексты научно-популярного и публицистического стиля.

Варианты заданий включают следующие формы управления и согласования:

1 Существительное + зависимое слово: уверенность (в чём), предел (чему), вера (во что), преимущество (перед кем, перед чем), превосходство (над кем, над чем), памятник (кому), памятник (кого);

2) глагол + (предлог) + зависимое слово: уделять (оказывать) внимание (чему), оплачивать (что), подчеркнуть (что); обращать (направлять, устремлять) внимание (на кого, на что), проявлять (приковывать, усиливать)внимание(к кому, к чему),сосредоточивать(акцентировать, задерживать, заострять, останавливать, фиксировать) внимание (на ком, на чём); отличать (что отчего);

3) управление в предложении с однородными членами: ср.: Писатели стремятся приблизить и сказать о мире добра, человечности, милосердия; (вместо) Писатели стремятся приблизить (что) мир добра и сказать о (чём) о человечности, милосердии;

4) производный предлог + зависимое слово: благодаря, согласно, вопреки (чему);

5) большинство (меньшинство) + главное слово: Большинство людей интересуются политикой. Большинство театров ставит современные пьесы. Большинство книг посвящено истории «души человеческой»;

6) сложноподчинённые предложения с сочетаниями тот, кто...; те, кто...: Те, кто интересуется филологией, знакомы с понятием «художественный текст»;

7) главное слово существительное + несогласованное определение: По принципу исторической хронологии расположены репродукции старинных гравюр в монографии «Герои русской истории»;

8)однородные члены предложения с союзами так как и... не только, но и...: Задача любого учёного состоит не только в собирании, но и в систематизации научных фактов;

9) главное слово + причастный оборот: Муж Катерины был безвольным человеком, полностью подчинившимся матери.

Обратите внимание на то, что слово заведующий (заведующая) управляет творительным падежом: заведующий (заведующая) чем- заведующий, заведующая кафедрой, базой, складом, отделом, производством, редакцией, кадрами, клубом, лабораторией, магазином, фермой, хозяйством, гаражом. Слово заведующий(заведующая) сохраняет глагольное управление, ср.: заведовать (кем - чем?) кафедрой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: