Опыт 1. Реакция нейтрализации.
Налейте в фарфоровую чашку 5 мл 2 н. раствора HCl и прибавьте к нему по каплям 2 н. раствора NaOH. Раствор перемешайте стеклянной палочкой и испытывайте его действие на лакмус, перенося каплю раствора на лакмусовую бумажку. Нужно добиться нейтральной реакции (синяя и красная лакмусовая бумажка не изменяет окраску). Полученный раствор выпарить до суха. Что образовалось (вопрос пояснить примером)? Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций.
Опыт 2. Амфотерность.
Из имеющихся на столах реактивов получите осадок гидроксида цинка. Взболтайте полученный осадок и отлейте небольшие количества его в две пробирки. В одну из пробирок добавьте раствор HCl, в другую – раствор NaOH (в избытке). Что наблюдается? Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций.
Опыт 3. Реакции, идущие с образованием летучего соединения.
В пробирку налейте немного раствора какой - нибудь соли аммония, прибавьте 1 - 2 мл раствора NaOH и нагрейте до кипения. В выделяющиеся пары внесите влажную лакмусовую бумажку. Что наблюдается? Объясните. Напишите уравнения реакций.
|
|
Опыт 4. Образование труднорастворимых солей.
Налейте в три пробирки по 2 - 3 мл растворов хлоридов бария, стронция и кальция. В первую пробирку прилейте раствор сульфата натрия, во вторую – насыщенный раствор сульфата калия, а в третью – насыщенный раствор сульфата стронция. Объясните наблюдаемые явления, пользуясь правилом произведения растворимости. Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций.
Опыт 5. Полнота осаждения иона.
В коническую пробирку внесите 4 капли раствора нитрата свинца (С = 0,25 моль/л) и добавьте к нему 6 капель раствора хлорида натрия (С = 0,5 моль/л). Отцентрифугируйте осадок. Отберите пипеткой жидкую фазу и перенесите ее в две пробирки по 2 - 3 капли в каждую. В одну из пробирок добавьте 2-3 капли раствора хлорида натрия (С = 0,5 моль/л), а в другую – йодида калия (С = 0,5 моль/л). Опишите свои наблюдения.
Опыт 6. Условие равновесия осадков малорастворимых электролитов.
Приготовьте две конические пробирки. Внесите в одну из них 2 капли раствора сульфата меди (II) (С = 0,25 моль/л), а в другую – 2 капли раствора сульфата железа (II) (С = 0,25 моль/л).
В каждую пробирку добавьте по две капли раствора сульфида аммония (сделайте это при включенной тяге). Отметьте появление осадков. К осадкам сульфидов железа и меди добавьте по 5 - 7 капель соляной кислоты (2 н.). Наблюдения опишите.
Опыт 7. Растворение осадков малорастворимых электролитов при химических взаимодействиях.
Получите в двух пробирках гидроксид магния из сульфата магния (С = 0,25 моль/л) и гидроксид натрия (С = 0,5 моль/л).
|
|
Добавьте к осадку из первой пробирки одну каплю раствора HCl (2 н.) и перемешайте содержимое пробирки стеклянной палочкой, затем вторую каплю и т.д.
Отсчитайте и запишите число капель раствора HCl, при котором произошло полное растворение осадка гидроксида магния.
Повторите тоже самое с осадком во второй пробирке, добавляя к нему по каплям раствор хлорида аммония (2 н.).
Вопросы и задачи.
1. Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций образования нерастворимых веществ: Ag3PO4, HgCrO4, CaCO3, Cu(OH)2, FeS.
2. Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций образования малодиссоциированных и летучих соединений: HCN, H2S, H2SO3, NH4OH, H2CO3.
3. Что называется произведением растворимости?
4. Образуется ли осадок BaSO4, если смешать равные объемы 0,2 н. раствора нитрата бария и 0,1 н. раствора сульфата бария?
5. Произведение растворимости йодида свинца при 25 0С равно 8,7∙10-9. Вычислите растворимость этой соли в моль/л.
6. Вычислите произведение растворимости Ag2CrO4, если растворимость этой соли равна 0,025 г/л.
7. Вычислите, какие минимальные концентрации растворов CuSO4 и (NH4)2S следует взять, чтобы при смешивании их равных объемов выпал осадок CuS.яя и красная лакмусовая бумажкасторону осадка. екулы малодиссоциирующих веществ
Работа № 12.