Экспериментальная часть. Соединения с комплексным анионом

Соединения с комплексным анионом.

Опыт 1. Получение комплексного йодида ртути.

В две пробирки налейте по 2-3 мл раствора нитрата двухвалентной ртути. Одну пробирку оставьте в качестве контрольной, в другую добавьте по капле йодид калия до полного растворения образующегося в начале красного осадка йодида двухвалентной ртути.

Испытайте оба раствора на присутствие ионов Hg2+, добавив в каждую пробирку раствора едкого натрия. Из какого раствора выпадает желтый осадок окиси ртути? Почему?

Напишите молекулярные и ионные уравнения проведенных реакций:

1. Образование йодида двухвалентной ртути.

2. Взаимодействия йодида ртути с избытком йодида калия (координационное число Hg2+ равно 4) и уравнения электролитической диссоциации полученной комплексной соли.

Соединения с комплексным катионом.

Опыт 2. Образование аммиаката меди.

В пробирку сульфата меди добавьте раствор аммиака до полного растворения выпадающего в начале голубого осадка основной соли.

Отметьте цвет полученного раствора комплексной соли меди. Зная, что координационное число меди равно 4, напишите уравнения реакции взаимодействия сульфата меди с раствором аммиака и уравнение электролитической диссоциации комплексной соли.

Комплексные соединения в реакциях обмена.

Опыт 3. Прочность и разрушение комплексных ионов.

1. Налейте в пробирку 1 - 2 мл раствора AgNO3 и добавьте немного раствора NaCl. К образовавшемуся осадку приливайте раствор аммиака до его растворения. Составьте уравнения реакций, учитывая, что координационное число Ag+ равно двум. Объясните происходящие изменения.

Полученный раствор [Ag(NH3)2]Cl разлейте в три пробирки и используйте в последующих опытах.

2. Возьмите одну пробирку с раствором [Ag(NH3)2]Cl, полученным в предыдущем опыте и добавьте кусочек цинка. Что наблюдается? Запишите уравнение реакции образования комплексного аммиаката цинка, учитывая, что координационное число Zn2+ равно 4.

Объясните, пользуясь таблицей констант нестойкости комплексных ионов, причину вытеснения цинком серебра из его аммиачного комплексного иона.

3. В остальные две пробирки с раствором [Ag(NH3)2]Cl (см. опыт 3.1) прилейте: в первую – раствор NaOH, а в другую – раствор KI. Что происходит? Напишите уравнение диссоциации комплексного иона [Ag(NH3)2]+ и выражение его константы нестойкости.

Дайте объяснение наблюдаемым явлениям, пользуясь уравнением диссоциации комплексного иона и правилом произведения растворимости.

Опыт 4. Взаимодействие ферроцианида калия с солями трехвалентного железа.

К раствору хлорного железа FeCl3 прибавьте раствора K4[Fe(CN)6]. Наблюдайте выпадение осадка берлинской лазури.

К небольшой части добавьте избыток раствора щелочи и хорошо взболтайте. Наблюдайте образование бурого осадка и желтого раствора ферроцианида щелочного металла.

Напишите все уравнения произведенных реакций в молекулярной и ионной формах.

Опыт 5. Взаимодействие между ферроцианидом калия и солями двухвалентного железа.

К раствору FeSO4 прибавьте несколько капель раствора K3[Fe(CN)6]. Наблюдайте выпадение осадка турибулевой сини. Напишите уравнение реакции.

Опыт 6. Получение внутрикомплексной соли никеля.

На одну каплю раствора сульфата никеля подействуйте каплей раствора разбавленного аммиака и каплей раствора диметилглиоксида. Наблюдайте выпадение осадка внутрикомплексной соли.

Электрическая диссоциация комплексных и двойных солей.

Опыт 7. Электрическая диссоциация комплексной соли K3[Fe(CN)6].

Налейте в две пробирки раствора хлорного железа, а в две другие раствора ферроцианида калия K3[Fe(CN)6].

Прибавьте в одни из пробирок с раствором хлорного железа и раствором K3[Fe(CN)6] едкого натра, в другие – роданистого аммония NH4CNS. Объясните, почему в пробирках с раствором хлорного железа выпадает осадок и изменяется окраска, а в растворе ферроцианида калия изменения не наблюдаются, хотя в обеих солях содержится трехвалентное железо.

Опыт 8. Электрическая диссоциация двойной соли (NH4)2Fe(SO4)2∙6H2O.

Приготовьте в пробирке раствор двойной соли (NH4)2Fe(SO4)2∙6H2O (соли Мора) и разделите на три части. В одну пробирку добавьте раствор сульфида аммония, в другую хлорида бария. Какие вещества выпадают в осадок? Отметьте цвет осадков и напишите ионное уравнения реакций их образования.

В третью пробирку добавьте раствор щелочи и нагрейте до кипения. В выделяющиеся пары внесите смоченную водой фенолфталеиновую бумажку. По изменению окраски бумажки и по запаху определите, какой газ выделяется из пробирки. Напишите уравнение реакции.

Учитывая результаты опыта, напишите уравнение электрической диссоциации соли Мора.

Проверьте действием раствора сернистого аммония, обнаруживаются ли ионы Fe2+ в растворе ферроцианида калия K4[Fe(CN)6]. Напишите уравнение электролитической диссоциации K4[Fe(CN)6]. Чем отличается электрическая диссоциация двойной соли от диссоциации соли, содержащей устойчивый комплексный ион?

Вопросы и задачи.

1. Какие соединения называются комплексными?

2. Что такое комплексообразователь?

3. Что такое лиганд? Какие виды лигандов вы знаете?

4. Что называют координационным числом комплексообразователя?

5. Как происходит электролитическая диссоциация комплексного соединения? Покажите на конкретном примере.

6. Что называют константой нестойкости комплекса? Приведите пример.

7. В чем различие двойных и комплексных солей?

8. Определите степень окисления и координационное число комплексообразователя в соединениях:

а) [Ag(NH3)2]Cl; б) K4[TiCl8];

в) K[Ag(CN)2]; г) Fe3[Fe(CN)6]2.

9. Написать выражения констант нестойкости комплексных ионов:

а) [Fe(CN)6]3-; б) [Ag(NH3)2]+;

в) [Cr(H2O)6]3+; г) [TiCl8]4-.

10. При взаимодействии раствора [Zn(NH3)4]SO4 с раствором KCN образуется комплексная соль K2[Zn(CN)4]. Написать уравнение реакции в молекулярной и ионной формах и объясните причину его протекания.

11. Изобразить координационные формулы следующих кристаллогидратов: а) CrCl3∙6H2O; б) CuSO4∙5H2O.

12. Определить заряды комплексных ионов, координационные числа и степень окисления комплексообразователей в соединениях: а) K4[Fe(CN)6]; б) K[Fe(SO4)2]; в) K2[HgI4].

Работа № 13


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: