Процесс контроля, где бы он ни осуществлялся, может быть сведен к четырем этапам:
На первом этапе устанавливаются параметры, в сравнении с которыми предполагается оценивать деятельность, то есть цели, показывающие, на что надо ориентироваться. Они должны быть конкретны, представлены в виде результата (стандартов, норм, планов), ожидаемого к определенному времени.
На втором этапе процесса контроля измеряются достигнутые показатели работы. Его эффективность зависит от того, насколько адекватно показатели, выбранные на первом этапе, отражают движение организации к поставленным целям.
На третьем этапе сравниваются фактически достигнутые результаты и плановые показатели, что позволяет установить наличие отклонений и выявить их причины.
На четвертом этапе производится окончательная оценка полученных результатов и по мере необходимости принимаются шаги по корректировке действий или планов.
В результате контроля могут быть получены результаты трех видов:
1) положительные – фактические параметры лучше запланированных;
2) отрицательные – фактические данные хуже запланированных;
3) нейтральные – организация функционирует в соответствии с планом и никаких корректировочных действий не требуется.
Более подробно этот процесс представлен на рис. 14.1.
Контур обратной связи управленческого контроля.