Понятие и цели управления персоналом

До недавнего времени понятие "управление персоналом" от­сутствовало в отечественной управленческой практике, а главная нагрузка в этой области деятельности падала на линейных руково­дителей. В настоящее время отечественный менеджмент пережи­вает состояние ренессанса: наши руководители быстро осваивают принципы и методы европейского, американского и японского ис­кусства управления персоналом фирм. Но невозможность их про­стого копирования из-за большой национальной специфики, про­являющейся в особенностях культуры труда, в организации про­цессов внутри фирм, этике бизнеса и др., заставляет их искать свои ответы на вызов времени в условиях переходного периода не только в экономике, но и в сознании людей, что обуславливает формирующуюся трудовую этику.

Еще в конце 80-х годов значительное число наших управленцев "естественно" рассматривало человека лишь в качестве одного из средств и ресурсов производства. Лозунг 20-х годов: "Все во имя человека, все для блага человека", — будучи декларирован, но не реализован на практике, стал одной из главных причин отста­вания наших предприятий от своих западных конкурентов. В то же время лозунг советской эпохи "Кадры решают все" можно увидеть на ряде сегодняшних японских фирм, а ключевой прин­цип научного управления, сформулированный еще в начале XX века Ф.Тейлором: "Рабочие должны иметь возможность зараба­тывать столько, сколько необходимо для удовлетворения их по­требностей, плюс столько, сколько необходимо, чтобы у них не возникало желания конфликтовать с хозяином", — стал альфой и омегой западноевропейского и американского менеджмента.

Следовательно, мы можем констатировать сегодня необходимость теории менеджмента персонала, которая бы произрастала из опробован­ных и показавших свою эффективность решений руководителей-практи­ков — предпринимателей, бизнесменов, менеджеров фирм различных форм собственности. Она должна учитывать все значимые факторы, влияющие на поведение и деятельность людей, для построения эффективной системы воздействия на них и достижения целей организации.

Опыт наиболее конкурентоспособных фирм показывает, что в пери­од перехода от индустриальной к постиндустриальной стадии развития качество интеллекта и творческих возможностей персонала становится основным источником их инновационного потенциала, а следовательно, и прибыли.

Таким образом, менеджмент персонала сегодня — это искусство уп­равления главным ресурсом организации — людьми (как цели и средства производства одновременно) при помощи комплексной системы мер, на­правленных на отбор, адаптацию, обучение, продвижение и мотивацию сотрудников, а также создание необходимых условий труда, дающих воз­можность удовлетворения их физических и духовных потребностей, по­требности в самореализации, для достижения целей организации, согласованных с целями и ценностями персонала.

Главными же целями управления персоналом выступают формирование и развитие творческого потенциала трудового коллектива путем реализации постоянных инноваций, чтобы быть полезнее потребителям чем конкуренты в течение длительного времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: