double arrow

История отечественной социальной психологии


Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Отечественная социальная психология возникла в середине XIX в. В своем ста­новлении она прошла следующие этапы:

— зарождение социально-психологических идей в общественных и естественных науках;

— отпочкование от родительских дисциплин (психологии и социологии) и пре­вращение в самостоятельную науку;

— возникновение и развитие экспериментальной социальной психологии.

В основе периодизации истории социальной психологии в нашей стране лежат специфические общественно-исторические условия, внутренняя логика развития са­мой психологии и развитие смежных научных дисциплин. По этим основаниям в ис­тории отечественной социальной психологии выделяют четыре периода.

Становление социальной психологии (60-е гг. XIX - начало XX в.). Особенностью первого периода было зарождение социально-психологических идей внутри есте­ственных и общественных наук. Обращалось внимание на психологические особен­ности людей, поведения личности в группе, групповых процессов, общения и совмест­ной деятельности.

Так, в военной науке и практике выделялись психологический анализ воинской деятельности, психология боя, психологические особенности воинского коллектива, психология толпы, психология полководца.

В юридической науке и практике выделялись такие проблемы, как психология су­дебной деятельности, психология преступления и преступника. Значительное коли­чество работ было посвящено изучению социально-психологических особенностей суда присяжных, общению и совместной деятельности в преступном мире и др.

Параллельно западной социальной психологии в России интенсивно развивалась психология народа. Накоплен колоссальный эмпирический материал при изучении русской народности (языка, склада, обычаев, нравов). Г. Спенсер даже выражал со­жаление, что незнание русского языка мешает ему использовать эти материалы для целей социальной психологии. Аналогичное сожаление высказал и В. Вундт — один из создателей психологии народов на Западе.

В медицинской науке и психиатрической практике формировался целый ряд соци­ально-психологических идей. Они касались психологии личности больного человека, включенного в систему взаимоотношений с другими людьми. Уникальный социально-психологический материал был получен при исследовании массовых психичес­ких явлений — кликушества, мерячения (Будилова Е.А., 1983).




Социально-психологические идеи в этот период успешно развивали представители общественных наук. В социологии выделилась целая психологическая школа. Наи­более ярким представителем этой школы был Н. К. Михайловский. По его мнению, социально-психологическому фактору принадлежит решающая роль в ходе истори­ческого процесса. Действующие силы социального развития — это герои-предводи­тели и толпа. Герой (вожак) управляет толпой, он аккумулирует разрозненные возникающие в толпе чувства, инстинкты, мысли. Отношения между героем и толпой определяются характером данного исторического момента, определенного строя, лич­ными свойствами героя, психическими настроениями толпы. Психологическими фак­торами развития общества являются подражание, общественное настроение и соци­альное поведение. Михайловскому принадлежит первенство в разработке проблем подражания, по сравнению с Г. Тардом (на это указывал сам Тард).

Выдающееся значение в развитии социальной психологии в русле естественных наук имеют труды В. М. Бехтерева. Одна из его работ, опубликованная в 1898 г. и посвященная роли внушения в общественной жизни, является по существу первым специальным социально-психологическим произведением. Фундаментальный труд Бехтерева «Коллективная рефлексология» (1921) может рассматриваться как пер­вый в России учебник по социальной психологии. В этой книге дано развернутое опре­деление предмета социальной психологии. Таким предметом, по Бехтереву, является изучение деятельности участников собраний в широком смысле этого слова.



Бехтерев выделил системообразующие признаки коллектива: общность задач и интересов побуждает коллектив к единству действий. Органическое включение лич­ности в общность привело ученого к пониманию коллектива как собирательной лично­сти. В качестве социально-психологических феноменов он выделяет: взаимодействие, взаимоотношение, общение; в качестве коллективных — наследственные рефлексы, настроение, сосредоточение, наблюдение, творчество, согласование действий. Объ­единяют людей в коллективы: взаимовнушение, взаимоподражание, взаимоиндукция.

Бехтерев обобщил большой эмпирический материал, полученный социально-психологическими методами наблюдения, опроса, применением анкет. А эксперимен­тальные исследования влияния общения и совместной деятельности на формирование процессов восприятия и памяти явились началом экспериментальной социальной психологии в России.

Развитие социальной психологии (20-е - первая половина 30-х гг. XX в.).Харак­терная особенность этого периода — поиск своего пути в развитии мировой социально-психологической мысли. Этот поиск осуществляется как в дискуссиях с основными школами зарубежной социальной психологии, так и путем освоения марксистских идей и их применения к пониманию социально-психологических явлений.

Развернувшаяся в этот период общая дискуссия об отношении марксизма и пси­хологии касалась и социальной психологии. В этой дискуссии приняли участие Л. Н. Войтоловский, М. А. Рейснер, А. Б. Залкинд, Ю. В. Франкфурт, К. Н. Корнилов, Г. И. Челпанов. Суть этой дискуссии — обсуждение предмета социальной психологии, соотношения индивидуальной и социальной психологии, соотношения социологии и социальной психологии. Особое место в этой дискуссии занимал Г. И. Челпанов. Он говорил о необходимости существования социальной психологии наряду с пси­хологией индивидуальной, экспериментальной. Социальная психология, по его мне­нию, изучает общественно-детерминированные психические явления. Она тесно свя­зана с идеологией, теорией марксизма.

Вторым направлением социальной психологии в этот период было исследование проблемы коллективов. В теории коллективов (соотношении индивида и коллекти­ва), их классификации, закономерностях развития участвовали многие социальные психологи (Б. В. Беляев, Л. Бызов. Л. Н. Войтоловский, А. С. Залужный,М. А. Рейснер, Г. А. Фортунатов). В этот период был заложен фундамент последующих иссле­дований психологии групп и коллективов в отечественной науке.

К 1930-м гг. относится пик развития социально-психологических исследований в прикладных отраслях, особенно в педологии и психотехнике. Так, в области педаго­гической практики исследования проводились по проблемам взаимоотношения кол­лектива и личности, факторов формирования детских коллективов. Особое место за­нимали работы по изучению структуры детских коллективов, стадий их развития, феномена вожачества, психологических проблем беспризорности и др.

В области изучения производственной деятельности решались социально-психо­логические проблемы профессиональной пригодности, утомляемости, аварийности и травматизма, монотоний, проблемы становления профессионала, гуманизации тех­ники в системе «человек—машина». Преимущественно социально-психологическую составляющую в психологии труда образовывали исследования проблем руководства трудовыми коллективами (стиль управления, роль атмосферы и настроения), соревно­вания, конфликта. Социальных психологов привлекали также проблемы безработицы.

Стагнация социальной психологии (вторая половина 30-х - первая половина 50-х гг. XX в.). Во второй половине 1930-х гг. ситуация в стране и в науке резко меняется. Начинается изоляция отечественной науки от западной, усиление идеологического контроля над наукой, сгущение атмосферы декретирования и администрирования. Этот период сопровождался:

1) теоретическим обоснованием ненужности социальной психологии: так как все психические явления социально детерминированы, нет необходимости выделять со­циально-психологические феномены и изучающую их науку;

2) резкой критикой идеологической направленности западной социальной психо­логии, полным расхождением в понимании общественных явлений, психологизаторством в социологии. Конкретные оценки отдельных школ и авторов нередко перено­сились на социальную психологию в целом. Это привело к тому, что социальная психология попала в разряд лженаук;

3) практической невостребованностью результатов социально-психологических исследований;

4) идеологическим давлением на науку, которое нашло свое отражение в Поста­новлении ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Его последствием стал запрет педологии, пострадали также психотехника и со­циальная психология.

Период перерыва в естественном развитии социальной психологии продолжался до второй половины 1950-х гг. Но и в этот период не было полного отсутствия социально-психологических исследований.

Три блока проблем привлекали ученых. Прежде всего продолжалась разработка методологических проблем. Она осуществлялась в русле общей психологии. Труда­ми Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, разработавших методологические принципы психологии — принцип детерминизма, единства сознания и деятельности, развития, культурно-исторической концепции, закладывался теоретический и методологиче­ский фундамент социальной психологии.

Второй блок проблем касался социальной психологии коллектива. Образ соци­альной психологии в этот период определили взгляды А. С. Макаренко, который во­шел в историю социальной психологии как исследователь коллектива и воспитания личности в коллективе. Ему принадлежит определение коллектива, которое стало отправным в разработке социально-психологической проблематики в последующие десятилетия.

По мнению Макаренко, коллектив — это целеустремленный комплекс организо­ванных личностей, обладающих органами управления. Это контактная совокупность, социальный организм. Его основные признаки: наличие общих целей, определенная структура, органы, координирующие деятельность коллектива и представляющие его интересы. Коллектив — часть общества, органически связанная с другими коллектива­ми. Макаренко выделил два вида коллективов — первичный и вторичный. Коллектив в своем развитии проходит ряд этапов. Макаренко поставил вопрос о необходимости целостного исследования личности. Главная теоретическая и практическая задача — изучение личности в коллективе. Положение Макаренко «воспитание личности в кол­лективе, посредством коллектива, для коллектива» стало девизом. Наиболее широко и последовательно учение А. С. Макаренко освещено и развито в работах А. Л. Шнирмана.

Третий блок проблем в этот период был связан с практической ориентацией соци­альной психологии. К этому периоду относятся исследования школьных коллекти­вов, формирования личности, механизмов взаимоотношений коллектива и личности, роли руководителя в педагогическом процессе. Зарождалась практическая психоло­гия отношений.

Продолжает развиваться промышленная проблематика в социальной психологии. Особое внимание привлекает психология производственных бригад, коллективный стахановский труд, ударничество, развитие индивидуального и коллективного тру­дового соревнования. Объектами психологических исследований стали проблемы инициативности, влияния оценок членов группы на развитие творчества, на произ­водительность труда.

Возрождение социальной психологии (вторая половина 50-х - вторая половина 70-х гг. XX в.). Этот период характеризуется «потеплением» общей атмосферы, ослаблением администрирования в науке, снижением идеологического контроля, де­мократизацией во всех сферах жизни. Психологическая наука в 1950-х гг. отстояла свое право на самостоятельное существование в острых дискуссиях с физиологами. Общая психология стала надежной опорой для развития социальной психологии.

В нашей стране начался период возрождения социальной психологии, которая формировалась как самостоятельная наука. Критериями ее самостоятельности вы­ступили:

— осознание представителями этой науки уровня ее развития, состояния ее иссле­дований;

— определение места данной науки в системе других наук;

— определение предмета и объектов ее исследований;

— выделение и определение основных категорий и закономерностей;

— институционализация науки;

— подготовка специалистов, публикации трудов, учебников;

— организация съездов, конференций, симпозиумов.

Этим критериям соответствовало и общее состояние социальной психологии в на­шей стране. Начало расматриваемого периода связывают с дискуссией по социаль­ной психологии, открывшейся публикацией статьи А. Г. Ковалева «О социальной психологии» *. Эти дискуссии продолжались в журналах «Вопросы психологии», «Вопросы философии», на II съезде психологов СССР, на многочисленных конфе­ренциях, семинарах и т. д. Содержанием дискуссий были предмет социальной психо­логии, ее место в системе наук, методы исследования, практический потенциал, ос­новные направления ее дальнейшего развития и актуальные задачи.

* См.: Вестник ЛГУ. - 1959. - № 11.

Завершением четвертого периода, логически переходящего в современное состоя­ние, была кристаллизация социально-психологической проблематики. В качестве основных проблем выделились:

— методологические и теоретические проблемы;

— проблемы коллектива;

— социальная психология личности;

— социально-психологические проблемы деятельности;

— психология общения.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: