С новой, однако позднее часто повторяющейся концепцией утопического романа выступил в 1771 г. Луи Себастьян Мерсье. Его произведение— это мечта о 2440 г., к которому он обращается в прекрасном посвящении книги, одухотворенной верой в лучшее будущее человечества и горькой критикой его современности. В отличие от своих предшественников он не находит никакого дневника мореплавателя, не повествует ни о какой катастрофе у неизвестного острова, ни о стране, где люди способны летать или обладают какими-то анатомическими особенностями. Он остается в Париже своего времени и в первой главе устами мнимого чужестранца — англичанина — подвергает Париж и его жизнь уничтожающей критике. Здесь, собственно, впервые звучит критика крупных городов вообще. Англичанин обращает внимание на чрезмерную концентрацию жителей во французской столице и говорит: «Все королевство в Париже. Королевство, похожее на рахитичного ребенка. Все его соки ударяют в его голову, которая надувается» п. Он перечисляет недостатки города в отношении гигиены, чистоты атмосферы, транспорта и культуры и свои рассуждения заканчивает словами: «Париж мне противен так же, как Лондон. Все большие города похожи один на другой, как об этом правильно сказал Руссо», и поэтому он жалеет «печальных жителей этих чопорных тюрем, называемых городами» 18.
|
|
Во второй главе автор описывает Францию 2440 г. Король живет скромно, не считает себя самым мудрым, поддерживает науки и часто появляется среди людей. Что касается будущего Парижа, то здесь мы впервые встречаемся с подробным описанием идеала современного города: «Все изменилось. Все эти кварталы, которые я так хорошо знал, теперь совершенно иные и значительно красивее. Я на больших, красивых и регулярно построенных улицах. Я хожу по просторным перекресткам, на которых господствует такой порядок, что не возникает никакой сумятицы или толкотни. Я не слышу никакого противного крика, который когда-то терзал мои уши. Я не встречаю повозок, которые хотели бы меня сбить, и каждый, кто хочет, может удобно прохаживаться. Город живой, но без заторов и переполоха» 19. В книге есть прозорливое описание разрушения Бастилии, передачи Лувра художникам, а Тюиль-ри общественности, описание зелени на набережных Сены, регулировки движения транспорта и его разделения по направлениям на образцово освещенных улицах.
Вместо высоких крыш с трубами, у домов плоские кровли, на которых разбиты цветники. Старые дома и помпезные памятники разобраны, в городе построены гигиенические больницы, а военные здания устранены.
Следовательно, у Мерсье мы встречаемся не только с новой трактовкой утопического романа и предчувствием французской революции, но и с новым пониманием красоты и целесообразности города. Идеи Мерсье опережают не только все градостроительные концепции того времени, но и звучат как призыв к нам.
|
|
Дальнейший шаг в развитии утопических градостроительных концепций делают французские теоретики уравнительного утопического коммунизма в XVIII в. Если Жан Мелье и Габриэль Боно Мабли по разным соображениям не занимались вопросами новых форм расселения, то у Морелли * мы находим цельный взгляд на будущее развитие поселков и городов. В 1753 г. он написал поэму из четырнадцати песен— Базилиаду, где в стиле известных утопических романов описывается общество, основным элементом которого являются коллективные
* Морелли (даты жизни неизвестны) — один из наиболее последовательных и активных представителей французского утопического коммунизма. В основе учения Морелли лежит отмена частной собственности, право и обязанность всех граждан трудиться. Он утверждал, что коммунизм — естественная необходимость жизни человека и общества, отвечающая законам природы. (Прим. ред.).
19. Морелли. Город, основанный на принципах «Кодекса природы»; 1755 г. В проекте очень четко отражено членение отдельных функциональных участков
1 — площадь общественных зданий: 2 — жилая зона: 3 — мастерские; 4 — сельско хозяйственные поселки ■5 — больница: 6 — дом для престарелых: 7 — тюрьма; ^ — кладбище