Утопия Томаса Мора


Есть основание утверждать, что впервые идеи, предзнаменовавшие мечты утопистов о лучшей организации человеческого общества и его поселений, появились на территории Чехии. Именно здесь в 1421 г. бы­ла сделана первая попытка основать город равноправных жителей. Та­ким городом должен был стать гуситский Табор. Вспомним известные слова о том, что «в Городище, или в Таборе, нет ничего моего и твоего, а все вместе одинаково имеют: у всех все всегда должно быть общим и никто не должен иметь ничего отдельно, тот же, кто имеет отдельно, смертельно грешит» '.

Сходные мысли можно обнаружить и у анабаптистов — членов «Мюнстерской коммуны», поставивших перед собой в 1534 г. цель осно­вать идеальное поселение «Новый Иерусалим». За короткий период своей власти в трудных условиях осады и голода они ввели обществен­ную собственность, общественное питание, заботу о бедных и обучение взрослого населения. Представления о коллективной жизни и труде без частной собственности, можно усматривать в уставах монастырей, а также в народных повествованиях о сказочных странах справедливос­ти и изобилия, выразивших мечту о лучшей организации человеческих отношений.

Помимо мечты о создании идеального поселения в соответствии с библейскими представлениями в народных утопиях появляется также отрицание городов. Так, например, в одном из текстов народного сек-танства в Чехии высказывается мысль о том, что «до сотворения неба и земли не было никакого позора и никакого страха, ни денег, ни письма, ни короля, ни города, а все были одного языка и имели всего в обилии... и у всех была одинаковая одежда прекрасная, белая, полотняная»2. Уже здесь мы находим утопическое выражение двух основных тенден­ций— преобразование города и его отрицание, характерных для всего развития градостроительных теорий.

Первой классической утопией является произведение английского философа и государственного деятеля Томаса Мора, давшее также имя всему идейному направлению. В 1516 г. в Лувене на латинском языке


16. Томас Мор. Амауро-Tti.uстолица острова Утопии. Почти квадрат­ный город делится на че­тыре квартала (в каж­дом 1500 семей), а они, в свою очередь, делятся на более мелкие части (по 30 семей), причем в каждой части есть соб­ственные залы собраний


О-  
                   
                 
               
             
                 
               
             
             
               
           
               
             
           
               
               

выходит его «Золотая книга, столь же полез­ная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» 3.

й.
600 1000
2000 м

Ее основой служит обычный для утопи­стов выдуманный рас­сказ о морском путе­шествии и о пребыва­нии на неизвестном острове. Мнимая бесе­да Мора с мореплава­телем Рафаилом Гит-лодеем становится по­водом для критики то­гдашнего общества и для толкования иде­ального общественного устройства в Утопии. Она свидетельствует не только об образованности и широте кругозора своего автора, но и об его глубоких раздумьях над дальнейшим развитием человеческого об­щества.

Томас Мор в своей клиге поднимает ряд вопросов, актуальных еще и сегодня. Это вопросы оптимальных размеров городов и их равномер­ной сети, о значении общественного обслуживания и обобществления ряда функций. В настоящее время все это мы уже не считаем утопией. Другим выдающимся утопистом является образованный итальян­ский монах Джиан Доменико Кампанелла, известный под своим мо­настырским именем Томмазо. В тюрьме, в которую он за участие в под­готовке восстания против испанцев в Неаполе был брошен сроком на 26 лет, он написал в 1602 г. свой «Город солнца», (Civitas Solis; Idea Rei publicae Philosophiae), впервые изданный во Франкфурте в 1623 г. Кампанелла отталкивался от античных образцов и до сих пор неизвест­но, знал ли он «Утопию» Томаса Мора. В самой Италии его предшест­венником был флорентийский писатель Антонию Франческо Дони, на­рисовавший картину утопического государства в виде идеализирован­ного круглого в плане города со 100 радиальными улицами, с общественной организацией производства, но в то же время с господст­вом церковной иерархии.

В отличие от Мора Кампанелла считает работу обязанностью и делом чести всех граждан. Заслуживает внимания тот факт, что Кампанелла говорит о летающих транспортных средствах, а также судах, которые приводятся в движение без помо­щи ветра и весел. Его государство расположено в районе экватора в Индийском океа­не и сосредоточено в одном городе.

Идея его города обнаруживает очевидную связь с идеальными горо­дами теоретиков Возрождения и оказывается ближе всего к кругооб­разным городам, располагаемым на склонах. Такие города описывают­ся в трактате Франческо ди Джорджо Мартини во второй половине XV в. Теоретикам того времени было очень важно подчеркивание обо­ронительной системы, еще более мощной, чем в «Утопии» Мора, хотя оба рисуют картину идеальных государств, расположенных к тому же на островах среди океана 4.

Наиболее характерная черта города Кампанеллы — это то, что «сте­ны там, внутренние и внешние, нижние и верхние, расписаны превос­ходнейшею живописью, в удивительно стройной последовательности отображающей все науки» 5. Описанный им храм, свидетельствующий об увлеченности Кампанеллы астрологией и астрономией, напоминает


зз


Христианский город Андрее


скорее современный планетарий, музей или метеорологическую стан­цию, чем святилище. На отдельных круглых стенах изображены звезды,, математические фигуры и формулы, карты и дано описание всех стран. Изображены там реки, деревья, животные, а также рабочие инструмен­ты, портреты выдающихся исторических личностей, изобретателей и ученых.

Кампанелла подчеркивает значение такого способа распростране­ния знаний. Интересно, что А. В. Луначарский в своих воспоминаниях говорил о том, что В. И. Ленин при разработке плана монументальной пропаганды в первые годы после революции воодушевлялся именно этими идеями 6.

Первым немецким утопическим произведением является описание республики Христианополис, автор которого — протестантский священ­ник, гуманист и педагог Иоган Валентин Андреа. Исследователи до сих пор спорят об оригинальности этого сочинения и указывают на много­численные совпадения с Кампанеллой и Мором. В частности, говорят о том, что Андреа переводил сонеты Кампанеллы, а в 1619 г. познакомил­ся с рукописью «Солнечного города» у его франкфуртского издателя Тобиаша Адами, который был другом Андреа. Справедливо и то, что приводятся существенные различия этих трех работ. Работа Андреа 7, в отличие от произведений его предшественников, имеет форму письма, состоящего из 100 глав, его остров — Caphar Salama, т. е. «район мира», имеет треугольный план, и на нем расположен один город-государство, представляющий собой республику, которой управляет триумвират. Именно у Андреа впервые появляется мотив кораблекрушения у ост­рова, часто повторяемый в позднейших утопиях.

Описание города весьма подробно, рассматриваются отдельные до­ма и улицы, системы найма гражданами домов, общественные столо­вые, школы-интернаты и системы коллонад для пешеходов. В каждой квартире города Андреа есть то, чего пока еще нет в каждой квартире современных городов — три комнаты, ванна, спальня и кухня, балкон и небольшой садик. В городе есть сады; а также настенная роспись не только на внешних сторонах здания, но и в интерьерах.

Конечно, и Андреа отдает дань оборонительной лихорадке того вре­мени и в решении общей планировки оказывается близок к идеальному городу Дюрера. Но в то же время он вносит много новых элементов, ка­сающихся, в частности, жилья и системы благоустройства города.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: