Утописты-классики (предшественники научного коммунизма)


производственные об­щины по 1000 человек каждая. Однако изве­стен Морелли главным образом своим произ­ведением «Кодекс при­роды»20, которое вна­чале приписывалось другим авторам. Это первая попытка сфор­мулировать принципы организации будущего общества не в форме фантастического рома­на, а в виде органич­ного сборника корот­ких правил, данных в заключении философ­ского произведения.

Из законов Морел­ли мы можем узнать, что общество делится на одинаковые по числу членов семьи, трибы, города и провинции, раз­меры которых определяются числами, кратными 10. Люди живут при коммунистических принципах организации потребления и при обмене продуктами с другими странами. Они следят за тем, чтобы такая тор­говля не занесла в республику ни малейшей собственности. На селе, так же как у Т. Мора, живут молодые люди в возрасте от 20 до 25 лет, где они обязаны заниматься земледелием.

Законы Морелли делятся на основные и священные, экономические, земельные, законы городского благоустройства, законы об общих по­рядках, о роскоши, о форме правления, об управлении, брачные, о вос­питании, о научных занятиях, и, наконец, о наказаниях.

Если у Мерсье мы встретились с наметкой основных целей реконст­рукции большого города, то Морелли создал первое представление о новом коммунистическом поселении, которое в своей планировке несет черты идеального города эпохи Возрождения. Здесь мы впервые встре­чаемся с определением всех функциональных частей города — центра, жилой зоны, зоны обслуживания, зон производства и отдыха. Здесь также впервые функция окрестностей города состоит не только в том, чтобы быть сельскохозяйственным тылом, но и местом наиболее удоб­ного размещения некоторых составляющих городского обслуживания. Следовательно, в законах Моррелли можно усматривать завершение градостроительных представлений утопистов XVI—XVIII вв., которые во многих случаях были утопическими лишь потому, что их нельзя бы­ло реализовать в тех общественных условиях.

Начало XIX в. в истории утопических учений отмечено деятельно­стью трех классиков утопического социализма — Фурье, Оуэна и Сен-Симона. В настоящей работе нет возможности оценить все их обширное творчество (так же, как и творчество их предшественников), которое вместе с мировоззрением их учеников является предметом большого числа научных работ.

Мы вновь ограничимся рассмотрением лишь их градостроительных идей. Сен-Симон конкретно вопросами расселения не занимался и по его работам можно судить лишь о том, что он, очевидно, предполагал существование больших городов в будущем обществе, для которого считал неизбежным значительную степень централизации. Лишь весь­ма отдаленно с вопросами расселения связаны его проекты канала меж­ду Тихим и Атлантическим океаном в Мексике или же канала, который




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: