Проблема общения

Кризис общения - так можно назвать ту реальную общественную атмосферу, которая сложилась перед и в ходе первой мировой войны. Данная драматическая социаль­ная ситуация лежала в основе экзистенциалист­ской концепции человеческих отношений: «Другие_ это ад!». Она запечатлевалась и в модернистс­ком искусстве (импрессионизм, кубизм, сюрреализм), рисующем распад человеческих связей «расчеловечивание» людей. Все это актуализирова­ло извечные «проклятые» вопросы: на чем дер­жится общество? что не дает ему распадаться? В какой атмосфере человек может обрести свое ис­тинное бытие?

Практическое здравомыслие подсказывало, что человеческое бытие- это всегда «бытие с другими», с приоритетом таких факторов, как взаимная поддержка, солидарность, общительность и т. п. Дан­ная жажда духовной связи человека с человеком, способы их соединения, вносящие взаимное пони­мание, становятся центральной проблемой социаль­ного познания: общение (коммуникация) как связь с другими и лежащее в его основе взаимопонима­ние. При этом общение рассматривается как уни­версальный способ связи и носитель социального содержания (а не как социальное действие М. Ве­бера), так как оно всегда предполагает наличие более одного субъекта - по меньшей мере сообщающего и принимающего сообщение. Человек не может быть самим собой, не вступая в общение «<бытие челове­ка с человеком»), которое рассматривается как из­начальный феномен человеческого бытия. Активное взаимодействие «Я и Ты», «Я и Другие» является определяющим по отношению связей субъекта с физическим объектом. Данное человеческое общение и образует социальную реальность, доминирую­щую по отношению к отдельному «Я». Отсюда сле­дует" что принцип социального атомизма - чело­век как «изолированный» (робинзонада) индивид, есть бессмыслица.

Общество - это результат общения совместно действующих индивидов, «понятых» И «услышан­ных» другими. Данное взаимопонимание является жизненной необходимостью, а закон «взаимной помощи» следует рассматривать как более важный для прогрессивной эволюции, чем «закон взаимной борьбы». Таким образом, социальный мир ­это всегда мир непрекращающейся коммуникации, где диалог и дискуссии решают все социальные проблемы. Тем самым в общении видится теорети­ческое и практическое решение проблематики че­ловека и человеческих отношений, социального партнерства как альтернативы революционным преобразованиям.

Парадигмальный поворот от психологического к коммуникативному редукционизму вел и к соот­ветствующей концептуальной переориентации. В психологическом направлении считается, что лич­ностные, социальные качества предполагают исход общения. В коммуникативном подходе все идет в обратном порядке: общение как взаимодействие, единственный способ связи субъектов определяет наш внутренний мир - мотивационный профиль и личностные качества. Данный поворот обуслов­ливается тем, что развитие США как сильнейшей индустриальной страны сопровождается большой социальной мобильностью под знаком демократи­зации. В общественной жизни разные социальные и профессиональные группы, национальности всту­пали в интенсивный и тесный контакт в социаль­ном жизненном пространстве - миграция, урбани­зация, стандартизация, стереотипизация и т. п. При этом эмпирически обнаруживалось, что дан­ные процессы создавали большие возможности для объединения, взаимопонимания, свободного потока информации: они становились приоритетными для социального развития, способными ломать раз­личные барьеры между людьми - расовые, клас­совые, национальные, профессиональные и т. п. Внедрение в социальную жизнь технических средств (телефон, телеграф, радио, кино, печать) выступа­ет фактором, усиливающим общение, создающим

условия для сотрудничества и солидарности людей.

В эмпирической социологии обращение к во­просам прикладной коммуникации имело целевую направленность - совершенствование практики со­циально-организованной деятельности: институты изучения общественного мнения, массовой пропа­ганды, пабликрилейшнз, рекламные агентства, вы­ борные кампании, средства массовой коммуника­ции. Данной проблематике были посвящены работы М. Бубера «Я и Ты»; У. Липмана «Обществен­ное мнение»; Г. Лассуэлла «Теория полити­ческой пропаганды»; Дж. Мида «Разум, Я и общество» и др.

Концепция коммуникативного редукционизма принципиально изменяла объект изучения и эк­сперимента: теперь акцент переносился на иссле­дование способов влияния, взаимовлияния и от­ражения влияний в процессе общения в рамках малой группы как среды, где развивается приро­да человека. Исследования в лабораторно-экспе­риментальных условиях влияний на реакции ин­дивида воздействия других людей осуществлялись в рамках концепции «человека социального», действия которого протекают с ориентацией на других: а) ролевого поведения Дж. Мида; б) «че­ловеческих отношений» Э. Мэйо; в) психодрамо­терапии Дж. Морено.

В последующем их конкретные техники и при­емы получили широкое использование в научных исследованиях, а также практике бизнеса и управ­ления, образования и воспитания, игрового реше­ния социальных проблем и конфликтов.

­


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: