Структурный функционализм

Социология занимается лишь одним, преимущественно функ­циональным аспектом социаль­ных систем, а именно изучает структуры и процессы, имею­щие отношение к интеграции этих систем.

Т. П арсонс

Кибернетические идеи оказали влияние на Т. Парсонса и вызвали существенную мо­дификацию его теории. Поворот к структурному функционализму наметился в статье «Ны­нешние позиции и перспективы систематической теории в социологию» (1945 г.), в которой были изложены основополагающие идеи нового подхода. В его основе лежал принцип, что анализ любого социального действия, состоящего из совокупности единиц действия и нескольких видов социальных отношений (статусно - ролевых, нормативно-ценнос­тных, технологических), может проводиться как часть исследования некоторой системы с «сохраня­ющимися границами». Если объяснение социаль­ной жизни и человеческих событий вообще воз­можны, то должен быть: комплекс законов, в связи с которыми такие объяснения подтверждаются. Ими как раз и являются универсальные законы о соци­альных системах, раскрытие которых составляет общую теорию социологии.

Отправным пунктом структурного функциона­лизма стало понятие «социальная система дейст­вию», выражающее спонтанный устойчивый резуль­тат возникающих между людьми социальных действий, который далее не редуцируется. С его помощью Парсонс пытался упорядочить бесконеч­но сложную социальную действительность и под­вергнуть теоретическому анализу, успешно приме­няемому к различным типам открытых систем. Этот шаг революционизировал социологию: он открыл дорогу безлично-абстрактному (нейтральному) ана­лизу социальных явлений, потоку системно-кибер­нетических терминов, сближающих социологию с естественными науками, постановке и решению системно-комплексных задач.

Социальная система представляет собой универ­сальный способ организации социальной жизни, который возникает в результате взаимодействия (связи) социальных действий на базе диктуемых социальных ролей. Она организуется в упорядо­ченное и самосохраняющееся целое образцами норм и ценностей, обеспечивающих и взаимозависимостьчастей системы, и последующую интеграцию цело­го. Человеку остается только поиск оптимальных форм этой организации и трудная борьба за их воплощение в действительность, в которых обрат­ная связь помогает поддерживать равновесие соци­альной системы.

Понятие «структура» у Парсонса - это совокупность устойчивых, стандартизированных отно­шений индивидов - деятелей (элементов). Отли­чительной чертой социальных структур является то, что действующие лица выполняют определен­ные роли относительно друг друга. Понятие роли здесь соединяет действующее лицо с некоторой со­циальной структурой, вводя её в определенный образ действия, имеющий обязательную силу.

Поскольку отношения системы с внешним ок­ружением меняются, необходимо ввести аспект ди­намических процессов и механизмов между требо­ваниями, вытекающими из условия постоянства структуры, и требованиями данной внешней ситу­ации. Этот динамический аспект берет на себя функ­циональная часть анализа.

В социальной системе функционируют социальные связи - взаимодействия как деятельная реа­лизация ориентации на другого. Это побудило Пар­сонса ввести понятие «функция» как самое важ­ное: именно оно проводит различие между прежней его «аналитической» позицией и новой, которую он именует «структурно-функциональной». Данное понятие выражает рассмотрение структурной еди­ницы с точки зрения её отношения к чему-либо, выражения в определенном отношении. Все в мире функционально, и функциональная зависимость ­это то, что придает совокупности элементов свой­ство целостности, которым в отдельности не обла­дает ни один из них. Задача социологии как рази заключается в том, чтобы найти, что для чего предназначено в социальной системе, т. е. выяс­нить роль тех или иных элементов структуры в упорядочении, сохранении и работе системы.

Функциональная дифференциация разделяет об­щество на автономные подсистемы им присуща своя динамика, ими управляют свои силы, что ставит перед обществом вопрос интеграции - ина­че система может потерять самоконтроль и начать разрушаться. Отсюда основной проблемой социоло­гии является интеграция социальных систем раз­ных уровней. Для этого надо изучать структуры и процессы, которые имеют отношение к интеграции систем, т. е. преимущественно их функциональ­ный аспект.

Исходя из рассмотренных постулатов, Парсонс начал анализ социальной системы действия не с рассмотрения структурных элементов, а с выявле­ния основных функциональных требований, без которых они и система в целом существовать не могут. Это позволило ему разработать общие тео­ретико-методологические установки и схемы объ­яснения, а также методику и технику исследова­ния, противостоящую эмпиризму.

Общество надо изучать как систему чего-то, и Парсонс рассматривает его как функционирующую систему. Последняя объединяет свои структурные единицы не путем установления между ними не­посредственного взаимодействия, а на основе их функциональной зависимости, которая дает свой­ство целостности. Данная функциональность ори­ентировала на то, что исследователь имел дело с упорядоченными способами приспособительного вза­имодействия между установившимися образцами действия, образующими эту структуру, и данными свойствами окружающих систем.

Парсонс, в отличие от мертоновского функцио­нализма, исходил из четырех функциональных па­радигм - «функциональных императивов», кото­рым подчиняется существование любой социальной системы - адаптации, целеориентации, интегра­ции и поддержания образца (система AGIL – по начальным буквам английских слов). Они состав­ляют необходимые условия (предпосылки) для обра­зования целостности и поддержания равновесия как основной ценности социальной системы (схема 4).

Исходный тезис структурного функционализма: система не может выжить и функционировать, если не решены её основополагающие проблемы. Поэто­му данный анализ начинается с выяснения этих проблем Парсонс выделяет четыре инвариантных функциональных проблемы, касающиеся любой системы:

1. Проблема рациональной организации и рас­пределения материальных, человеческих и куль­турных ресурсов. Эти функциональные требования известны как проблемы адаптации: чтобы выжить, система должна приспосабливаться как к внутрен­ним ситуациям, так и к изменениям внешней сре­ды.

Данной функции соответствует экономика: она поставляет и распределяет материальные продук­ты, необходимые для удовлетворения определен­ных физических потребностей всех членов общес­тва таким образом, чтобы они могли выжить.

Указанной подсистеме соответствуют такие со­циальные институты, как заводы, банки, магази­ны и т. п., осуществляющие регулирование адап­тационными процессами.

Наконец, нормы-роли, которые выполняются в рамках отношений предприниматель-работник, потребитель и т. п.

2. Проблема определения основных целей и под­держания процесса их достижения. Данной функ­ции соответствует подсистема - политика и поли­тические организации - партии, движения и т. п. Они вырабатывают целевые установки и занима­ются политическими видами деятельности, через функционеров побуждая членов общества работать на эти цели.

3. Проблема интеграции - сохранения устой­чивости, внутреннего единства, солидарности. Дан­ная функция осуществляется институтами соци­ального контроля посредством создания и поддержания общих норм и ценностей, набора символов и общей культуры. Преднамеренное вли­яние общества на поведение людей осуществляется через определенную организацию - государствен­ный аппарат и легитимные институциональные средства, чтобы успешно справляться с нарушени­ями равновесия и воспроизводства системы теми или иными формами побуждения или принужде­ния.

4. Проблема поддержания образца, мотиваций деятелей при исполнении ими требуемых социаль­ных ролей и устранения скрытых напряжений в системе личностной мотивации (проблема латен­тности). Социальная система для сохранения су­ществующего порядка должна выработать процесс и механизм социализации людей, позволяющие им приобретать свою индивидуальность и одновремен­но интернализовывать нормы-роли данного общес­тва, развивать потребность подчинения этим нор­мам.

Социализация является динамическим ядром со­циальной системы, так как создает предпосылки и для её стабильности, и для изменений. Социализи­рующие институты - семья, школа, армия, цер­ковь и т. п. сохраняют, совершенствуют и обнов­ляют мотивацию индивидов, образцы их поведения, культурные принципы. Они также согласовывают структуру личных мотиваций с целями и ценнос­тями данного общества, создавая компетентных носителей ролей. В процессе социализации испол­нители вступают в отношения учитель-ученик: элита - кто обучает и массы - кого обучают.

Предложенные Парсонсом «функциональные им­перативы» имеют смысл лишь в структурной взаи­мосвязи. При этом, чем полнее и последовательнее осуществляются функциональные целесообразность и разделение деятельности на уровне социальных ин­ститутов и исполнителей норм-ролей, тем стабиль­нее социальная система. Данная системно-функци­ональная сетка, претендующая на универсальность и всеобщность, накладывалась им, как калька, на все социальные явления.

Предложенная Парсонсом абстрактно-формаль­ная модель анализа социальных систем предпола­гает инвариантность в её применении ко всем струк­турным уровням. В частности, каждая подсистема образует, в свою очередь, систему с соответствую­щими функциями и социальными институтами. На­пример, в экономике адаптивная функция стоит перед предприятием. Последнее также может рас­сматриваться как подсистема с четырьмя функци­ональными требованиями, соответствующими соци­альными институтами и исполнителями норм-ролей. Эта система «русских матрешек» существует и в остальных трех функциональных сферах.

Характеристика любой социальной системы ин­вариантными функциями позволяет описать про­цесс её дифференциации относительно этих функ­ций, комплексно охватывая экономические, политические, социальные и культурные структу­ры. Ввиду этого, модель структурной дифференци­ации широко применялась для решения проблем модификации «традиционных обществ» в странах третьего мира, объяснения процессов индустриаль­ного общества - системы стратификации, осно­ванной на сложном разделении труда, степени диф­ференциации социальных институтов и ролей, спонтанного саморегулирования социально-эконо­мических процессов свободного рынка, системы об­разования и др. При этом любые социальные явле­ния, ведущие к нарушению равновесия социальной системы, рассматривались Парсонсом как аномаль­ные, нарушающие здоровье общественного организ­ма. Поэтому решительная борьба с ними - это ес­тественная реакция на патологические отклонения от нормы.

Таковы основные положения всеохватывающей аналитико-теоретической системы структурного функционализма в социологии, претендовавшей на путеводную роль для эмпирических исследований. На деле же теоретическая социология дистанцировалась от прикладной социологии и социальной психологии с явным креном в сторону социальной философии с её концептуализмом. Это выразилось в увлечении построением универсальных теорети­ческих схем, претендующих охватить человечес­кую реальность во всем её многообразии.

Для поздних работ Парсонса характерен пово­рот к неоэволюционизму (эволюционный функцио­нализм) - проблемам изменений и управления этими процессами. В статье «Эволюционные уни­версалии развития» (1964) он обратился к вопро­сам способности развития социальных систем в эволюционных рамках. Новационные «эволюцион­ные универсалии» существенно усиливают адаптив­ные возможности системы: обладание ими свидетель­ствует о появлении у неё нового жизнеспособного и более совершенного качественного состояния. Дан­ная система продолжила путь эволюции и реформ. И, наоборот, не обладающие ими оказываются в невыгодном положении в важнейших областях, где действует закон естественного отбора: в критичес­кий момент гемолиза системы её адаптивные воз­можности существенно понижаются и путь эволю­ционного развития пресекается – гемолиз заканчивается летально (система погибает).

В структуре современного общества важнейшие универсалии - это деньги и рыночный комплекс, стратификационная структура, бюрократическая ор­ганизация, генерализованная универсалистская пра­вовая система и демократическая ассоциация с вы­борным лидерством. Обладание ими открывает путьпродолжения эволюционного развития, приобретая социальной системе свойства правового государст­ва, гражданского общества и свободного предпри­нимательства. Подобные представления об универ­сальных, независимых от системы человеческих правах и идеалах, распространяются все шире: Дек­ларация ООН о правах человека, Международные суды, общечеловеческие ценности и др.

Однако ничего, Принципиально изменяющего концепцию структурного функционализма и классические построения эволюционизма, Парсонс не предложил. В данном случае была подтверждена истина, что «люди текут как реки».

Современники (Р. Мертон, Р. Миллс, П. Сорокин и др.) отмечали характерное для Парсонса построе­ние крайне усложненных теоретических текстов, от­ражающих классическое «нарочно не придумаешь». Постижение некоторых категорий и теоретических положений действительно требует подчас «неоку­паемых» нравственно-волевых усилий. Его антиэм­пиризм, девальвация факта и наивная вера в рав­новесие обусловливали отставание от «дискурса». Однако дело это естественное, рано или поздно оно ждет каждого исследователя. Но дай Бог каждому, «отстав» в одном месте, быть впереди в другом: в данном случае в системном подходе Т. Парсонса к социальному миру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: