double arrow

Системно-структурные идеи

... в языке нет ни понятия, ни звуков, которые существовали

бы независимо от языковой

системы, а есть только смысло­вые различия и звуковые раз­личия, проистекающие из этой системы.

Ф. де Соссюр

Системно-структурные идеи порождают проб­лематику упорядоченности и организован­ности, которая расширяет понятия о свя­зях и их типологии, и создает предпосылки для перехода к понятию системы как центральному в данной ориентации исследования, с различными методологическими акцентами.

Во-первых, когда предметом изучения являют­ся системы, строение и организация которых ясно отграничены от среды, акцент в исследованиях де­лается на проблеме целостности - поиск специфи­ческих механизмов связей целостности. Во-вторых, когда систему еще предстоит построить из имею­щегося эмпирического материала, то акцент дела­ется на связанности, т. е. структуре объекта – на основе постулирования и последующего исследова­ния определенной совокупности связей. При этом данные грани достаточно условны, так как целос­тность немыслима без связей, а наличие связан­ности создает ту или иную (большую или мень­шую) степень целостности. Таким образом, структурная перспектива становится социологичес­кой традицией и получает название структурализ­ма, в котором понятие «структура. является цен­тральным.

Особенностью структурализма является то, что он видит объект как связанное и интегрированное целое, между элементами которого внутренние вза­имодействия особенно устойчивы. Данное понятие служит для обозначения вопросов о составляющих объекта (в противовес вопросам о его функциях) и позволяет представить сложность его в расчленен­ном виде. Функциональность компонентов в этой ситуации выступает лишь в качестве исходной пред­посылки. Это позволяет структурализму, во-пер­вых, выдвигать задачу типологического анализа структур. Следовательно, вопросы о структуре могут задаваться столькими способами, сколько сущес­твует видов составных частей объекта. В частнос­ти, можно говорить, что общества состоят из ин­ститутов, социальных групп, классов, ролей, норм, санкций, символов и т. п. Во-вторых, многообра­зие и разнотипность структур открывает возмож­ность комплексного, междисциплинарного подхода к предмету изучения.

Потрясения человеческого сознания, вызванные ужасами мировых и гражданских войн, бесчеловечностью тоталитарных режимов, породили осо­бый интерес к вопросу о ценности и смысле бытия.

Именно этим объясняется популярность филосо­фии экзистенциализма, которая пытал ась дать на него ответ. Однако в теоретической сфере для эк­зистенциализма был характерен крайний субъек­тивизм. В виде реакции на него стали формиро­ваться семиотические, структуралистические и кибернетические концепции, претендующие на поиск объективных (нейтральных) критериев интерпретации социальных процессов. Они были ори­ентированы на создание технических правил и моделей интерпретации в гуманитарных науках, особенно: в этнографии и лингвистике: моделирую­щее прочтение текстов с формализованными при­емами и инструментами математической логики. В частности, лингвинистический структурализм стре­мился разрабатывать различные специально-научные аспекты изучения языка в составе семиотических систем: язык рядоположен другим семиотическим системам.

Семиотический подход ориентирует на изуче­ние языка как знаковой системы. Семиотическая концепция Ч. С. Пирса (провозвестника американ­ского прагматизма и семиотики) утверждает, что объективное существование воспринимаемой людь­ми действительности есть лишь гипотеза, необхо­димая для науки. Последняя является одним из способов достижения веры, столь нужной человеку для душевного покоя. И если все существующее есть лишь элементы опыта, а восприятия и поня­тия есть знаки, то все существующее оказывается знаками. При этом основным свойством знака яв­ляется свойство вызывать мысль у человека. С этой стороны все воспринимаемое человеком оказывает­ся знаками. Пирс впервые высказал мысль, что значение знака сводится к определению привычек, которые он производит.

Развивая науку о знаках, американский семи­олог Ч. Моррис свел мышление к оперированию языковыми знаками. Всеобщей наукой о знаках он объявил семиотику, основные проблемы которой изложил в 1938 г. в книге «Основы теории знаков», а затем в 1946 г. - «Знаки, язык и поведение». Семиотика, как общая теория знаковых систем, син­тезировала различные подходы и соответствующие методы: психологический (язык как орудие мыш­ления), логический (язык как система значений и логических связей), лингвистический (язык как знаковая система), социологический (язык как средство общения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: