Формирование теории социального действия

в американской социологии... немецкие идеи, даже если их происхождение иногда забыва­ется или упускается из виду, тем не менее, присутствуют постоянно.

г. Веюсер

Движение Т. Парсонса к всеохватывающей социологической теории началось с разра­ботки теории социального действия, изло­женной в 1937 г. в работе «Структура социального действия». В ней он модифицирует идеи М. Вебера, с которыми познакомился, обучаясь в Гейдельбергском университете. Парсонс считал, вслед за Вебером, что носителем социального со­держания является социальное действие как осно­ва анализа поведения людей, оказывающих воз­действие на других (а не коммуникация ­общение). Однако он модифицировал данную тео­рию, во-первых, выходя за рамки рациональности, которая, по его мнению, ограничивает характер социального действия. Во-вторых, соединяя соци­альное действие с учением о социальных ролях: оно формируется в зависимости от экспектаций, усвоенных индивидами в процессе их социализа­ции.

Парсонс исходит из концептуального тезиса, что общество является доминирующим в трихотомии «общество-группа-индивид» и выступает объек­том социологии. Оно есть мотивированная совмес­тная деятельность людей и состоит из индивидов как физических организмов, которые действуют в определенной среде. Поэтому, чтобы познать общес­тво, надо свести его к действиям участвующих от­дельных индивидов, т. е. к понятному человеческо­му поведению. Вскрыв механизм данного социального действия, как начала социальной жизни, мы полу­чим ключ к объяснению любого социального яв­ления. Таким образом, индивидуальное социаль­ное действие (человеческое поведение) является предметом социологии. Этим он «возвращает» со­циологии как науке её предмет: «элементарное действие» отдельного индивида с функцией адап­тации как первичная единица анализа.

Социальное действие имеет определенную струк­туру: действующее лицо, цель, ситуация (условия), нормативная ориентация, реакция предмета дейст­вия (другого лица). Если социальное действие ­это действие одного индивида на другого с целью вызвать в нем (поведении) изменения, то система действий состоит из совокупности единиц действия и социальных отношений - устойчивой связи вза­имно ориентированных социальных действий, обес­печивающей стабилизацию общества. При этом:

1. Действующее лицо. Оно стремится к дости­жению определенных целей и эмоционально реаги­рует на окружающее. Конкретный индивид прини­мает участие в процессах социального взаимодействия через свои различные цели. Поэтому он не высту­пает в социальных отношениях в качестве «целос­тной личности», а осуществляет лишь «частичное участие» в социальной жизни через выполнение определенной социальной роли.

Общепринятые экспектации социально-типичных стандартов поведения зависят от занимаемого ли­цом статуса - деперсонализированной социальной позиции. Он обеспечивает социальные связи меж­ду субъектами социальных отношений в зависи­мости от вида: прирожденного (естественного) социальное происхождение, национальность, пол, возраст и достижимого (социального) - образова­ние, профессия, квалификация, доход и т.п.

Ролевое исполнение поведения является функ­цией статуса и обеспечивает эффективное выполне­ние той или иной функции, независимо от того, кто её выполняет. Через роль осуществляется пер­сонификация социальных отношений, т. е. соот­ветствующее ролевое исполнение поведения. Она позволяет отразить индивидуальное участие в со­циальной жизни и составить представление о её внешних социальных связях и с социальной орга­низацией в целом. Тем самым, роль дает возмож­ность соотнести действующее лицо как психическую единицу с определенной социальной структурой, а статусно-ролевая система является матрицей соци­альной структуры общества.

Данная социо-культурная природа ролевых пред­писаний и их связь с социальной позицией обусловливает тот факт, что ролевые требования под­держиваются и сохраняются обществом, а конкрет­ные индивиды приходят и уходят (либо меняют свои социальные роли). При этом принятие чело­веком на себя определенной ситуативной роли всег­да сопровождает процесс его включения в социаль­ную среду и представляет явление социализации личности. Таким образом, статусно-ролевое пове­дение навязывается человеку обществом (обществен­ные ожидания, обязательства), превращая его в актера на социальной сцене.

2. Цель. В социальных действиях она опреде­ляется психологией актеров, которые руковод­ствуются ценностями (социальной значимостью яв­лений), общепринятыми нормами (приоритетами социальных предпочтений) и правилами. Они яв­ляются ориентиром и критерием для исполнения ролей - поведения всех «добрых граждан». Един­ство ценностей и норм, как высших принципов, обеспечивает единство и целостность личности. Оно также интегрирует общество: создает основу всеоб­щего согласия (консенсуса) и поддержания соци­ального порядка.

Для самого Парсонса важнейшими социальными ценностями являются частная собственность и инди­видуальная свобода, которые обусловили его пози­цию по отношению к «Новому курсу» и социализму.

Статусно-ролевое поведение обусловливается тем, что выбор действующим лицом своего поведения происходит в рамках определенных ценностей и нормативно регулируется. При том нормативно-цен­ностная сфера социального действия не эмпирична и не поддается разрешению методами эмпиричес­кой социологии.

Цель и нормативно-ценностная система образу­ют мотивацию социального действия, которая как идеальный смысл вкладывается в усилие по дости­жению цели. Нормативно-ценностная система яв­ляется системой ориентаций, срабатывающих в процессе выбора варианта действия:

1) индивидуальная цель - ориентация на кол­лектив;

2) сиюминутные потребности – перспективные цели;

3) ориентация на социальные характеристики другого - имманентно присущие качества (пол, возраст и т. п.);

4) подчинение поведения общему правилу ­учет специфических моментов данной ситуации.

Отсюда вытекает многомерность мотивации кон­кретного социального действия. Но непредсказуе­мость поведения личности имеет свои границы ­система ценностей в обществе (культура), культура конкретной личности, влияние ситуации. Норма­тивно-ценностная система выступает как социали­зирущий фактор и во многом определяет типич­ный для данного общества индивидуальный выбор. Таким образом, у Парсонса субъектом социального действия выступает моральный индивид, который действует в конкретной ситуации и обладает свобо­дой выбора - активностью и творчеством по отно­шению к социальному миру. Такой подход являет­ся альтернативой понимания индивида как представителя вечной и неизменной «природы че­ловека» - носителя инстинктов и влечений. Чело­век выступает своеобразным «архитектором» ре­альной социальной действительности.

3. Действие лица (поведение «актера»), направ­ленное на достижение цели, протекает в опреде­ленной ситуации, условиях прямого или опосредо­ванного взаимодействия с другими людьми как прошлого (месть), так и настоящего, и будущего(упреждающее действие).

4. Действие (поведенческий акт). Люди совер­шают действия, ориентируясь на реакцию соци­альной среды - действия других. В этом плане социальная роль включает в себя:

- права: экспектации индивидом того, что дру­гие будут вести себя по отношению к нему так, как это принято в социальной группе, данном обществе;

- обязанности: экспектации других поведения индивида, соответствующего его статусу.

Данные ожидания-обязательства дают возмож­ность заранее исчислять определенное поведение людей, их реакции на свои действия и оценивать шансы на успех собственных действий. "Учет воз­можной реакции других на свои действия – это своеобразная плата за спокойные условия удовлет­ворения своих потребностей.

Основополагающая общность ценностей и дове­рие тому, что и другие будут выполнять правила ролевой игры, являются связывающим (стабилиза­ционным) началом общества, так как они делают возможным существование социальных отношений. Без этого нельзя заключить ни один социальный контракт и не может сохраниться ни одно общество.

Между природой человека и требованиями об­щества нет фундаментальной напряженности. Со­циальные действия направлены к такому измене­нию установок, чтобы они вели к удовлетворению определенных потребностей и стремлений. Общес­тво находится в равновесии, если ролевые экспек­тации ясны и выполняются. Поэтому успешность социальных действий, т. е. надлежащее исполне­ние ожиданий - обязательств зависит от правиль­ного выбора соответствующих средств и методов действий (позитивное убеждение, негативное при­нуждение, эгоистический компромисс).

Однако обществу приходится подчас заставлять своих членов выполнять социальные роли и вы­правлять ролевые отклонения, которые могут воз­никать:

-потому, что люди одновременно выполняют несколько ролей с противоречивыми требования­ми;

-потому, что ценности и нормы в процессе социализации могут не интернализовываться в должной мере;

-потому, что ожидания в одной и той же роли могут не находиться в гармонии друг с другом.

Против отклонений мобилизуется социальный контроль, который основывается на санкциях: пред­писания, пожелания, приказы, запреты и репрес­сии по отношению к нежелательному поведению.

Завершив описание социального действия, Т. Парсонс выходит на три уровня абстракции в своем анализе: культура, личность, социальная сис­тема.

Культура как система символов, мотиваторов, образцов действия, задает предельно общую его ори­ентацию и упорядоченный характер, освобождая от внутренних противоречий.

Личность, потребности которой выступают как источник действия. Интернализованные ею идеи, смыслы, мотивы целедостижения определяют спе­циализированное поведение с функцией адаптации. При этом Парсонс проводил различие между поня­тиями личности как психологической единицы и социального деятеля как абстрактного комплекса ролей, аналитически вычленяемого из психичес­кой структуры.

Социальная система - это организованное мно­жество элементов, которые сохраняют связь и вза­имодействие в данном окружении. Она обеспечива­ет интеграцию действий множества индивидов. Состояние равновесия в системе поддерживается путем регулирующей деятельности социальных институтов на инженерном уровне, которая с по­мощью общих образцов норм и ценностей организует общество в самосохраняющееся целое. В социальной системе индивид, через которого осуществляется системная деятельность, выступает как исполни­тель определенных ролей - деятель.

Введение представления о трех типах систем способствовало окончательному оформлению теоре­тической позиции структурного функционализма, ориентированной на поддержание существующего «статус кво».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: