Социальные технологии

Требуется социальная техноло­гия,

результаты которой могут быть

проверены частичной со­циальной инженерией.

К. Поппер

Дальнейшее развитие «малых социологий» (те­орий среднего уровня) интенсифицировало разра­ботку специализированных средств и методов, ис­пользуемых в социальной инженерии, как систему целеуказаний, создающих возможность для рацио­нальной деятельности. Эти средства в 70-е годы стали обозначать термином - «социальные техноло­гии».

Индустриализация социальной жизни постави­ла вопрос о максимально рационализированном виде социальной реконструкции, способном выполнять «инженерные» функции - о создании внедренчес­ких технологий. Концептуально проблема инже­нерно-технологической деятельности по целена­правленному преобразованию социальных систем основывалась на оценке несостоятельности, утопич­ности общих теорий и построенных на них проек­тах стабилизации или широкомасштабного (системоизменяющего) переустройства общества.

В частности, представители «критического ра­ционализма» г. Альберт, К. Поппер, Э. Топич и др. раскрывали метафизичность, «тотальную уто­пичность» институционального регулирования, «глобальных анализов», теорий «общего блага», су­ществующих независимо от индивидуальных инте­ресов, и рассматривали «пороки социальной жизни»как результат их непредвиденных последствий. При этом современная капиталистическая система хо­зяйствования, свободного демократического право­порядка рассматривалась как достаточно эффек­тивная ввиду того, что она покоится на частной собственности и на свободной рыночной конкурен­ции. Базирующаяся на их основе социальная жизнь(открытое общество) не нуждается в тотальном преобразовании и использовании тотального наси­лия. Дальнейшее развитие данной социальной сис­темы, преодоление социальных конфликтов связы­валось с необходимостью определенных социальных новшеств в границах возможного: постепенная «частичная работа» с опорой на «градуалистскую социальную технологию» («пис-мил-инжиниринг», т. е. «поштучная технология»).

Таким образом, отвергая метафизичность тоталь­ных изменений социальных систем, «критический рационализм» ориентировал на «социальную ин­женерию» - социальную технологию постепенной работы, направленной на устранение конкретных пороков, недугов социальной жизни непосредствен­ными (неполитическими) методами.

Научная социальная теория, в силу приоритета стихийного над сознательным в процессе культур­ной эволюции, не может предсказать будущее ­это удел утопий. Поэтому её роль в преобразова­нии социальных систем и институтов нельзя абсо­лютизировать. Науке и научным методам нет мес­та в стратегических системоизменяющих схемах построения общества, требующих централизован­ного планирования и тотального контроля. В подо­бных ситуациях социальная инженерия неизбежно создавала технологические условия для манипули­рования человеческим поведением в интересах властвующей бюрократической элиты.

Попперовская концепция признавала социаль­ную инженерию только как тактический метод» частных реформ», «поэтапных» изменений соци­альных систем и институтов, учитывающих объек­тивную логику развития с приоритетом демократи­ческой (индивидуальной) свободы («Предположения и опровержения» (1961). Способ социоинженерной деятельности в определенном смысле есть метод«проб и ошибок» (заблуждений), способствующий обнаружению и устранению нежелательных для нормального функционирования социальной систе­мы тенденций. Его главная цель - это установ­ление того, что не может быть достигнуто, как ограждение социального инженера от непродуман­ных решений. Тем самым создается возможность для воздержания от излишне радикальных и гло­бальных намерений, крайне вредных и с непредви­денными последствиями. Это оптимальнее для жизни социума, чем исправлять деятельность, ве­дущую к отрицательным результатам.

Потребность постепенного, кумулятивного «шаг за шагом» разрешения социальных проблем интен­сифицировала дальнейшее развитие ССТ «малых» социологий, способствующих преобразованию и ре­гулированию социальных процессов в границах воз­можного: в конкретных областях социальной жиз­ни с опорой на альтернативные разработки социально-технологических конструкций. Это по­влияло на специализацию средств, методов и проце­дур, создаваемых и используемых в ограниченных сферах. Дальнейшее развитие социальной инжене­рии как сферы научно-практической деятельности в социологии было связано с целенаправленным воздействием на процессы и организационные струк­туры специализированной деятельности людей. Она ориентирована на регулирование, изменение и кон­троль практических действий, человеческого поведе­ния совместно с руководителями предприятий, орга­низаций, административными структурами и т. п.

Научная социальная инженерия немыслима без предварительного изучения информации, выдвиже­ния и проверки гипотез эмпирическим путем, без соблюдения научных стандартов (ясности, эффек­тивности). Социоинженерные исследования могут быть диагностического, проективного и инноваци­онного характера, которым соответствуют три типа задач:

1) описание реального состояния социального объекта, выявление его проблем и постановка ди­агноза;

2) определение конструктивных свойств соци­ального объекта и возможных путей их практичес­кого использования;

3) определение путей и форм реализации соци­альных проектов и внедренческих технологий.

Для реализации указанных задач широко при­менялись методы инженерного анализа и модели­рования социальных объектов. Их содержание кон­кретизируют следующие инвариантные процедуры: обоснование проблемы и характеристика проблем­ ной ситуации; формулирование целей и задач ис­следования; построение модели (аналитической, дес­криптивной или нормативной, прескриптивной или экспериментальной) социального объекта; эмпири­ческая проверка принятых гипотез и допущений на основе обобщения и анализа (оценки) получен­ных посредством моделирования данных; уточне­ние и оптимизация модели; представление и выда­ча практических рекомендаций.

При этом наблюдалась технологическая цепочка:

Социальное проектирование и конструирование осуществляется, в основном, на стадии подготовки управленческих решений и связано либо с постро­ением модели нового объекта, либо нового состоя­ния существующего объекта. Для данной модели:

1. Доказывается её оптимальность для достиже­ния проектной цели.

2. Разрабатывается социальный проект, соот­ветствующим образом документированный (текст, график, схема и т. п.).

3. Разрабатывается технология реализации со­циального проекта: механизмы внедрения, их по­следовательность, темпы, институциональные и методические средства для достижения проектируемой цели.

Инновационным моментом социальной инженерии являлся переход к технологическому сопровождению решения социальных проблем, к внедрению социальных новшеств. Интеграция результатов социологических исследований в социальную прак­тику являлась одной из сложных проблем. Для этого необходимо было преобразовать данные ре­зультаты в информацию, которая должна была содействовать выработке и принятию оптимальных управленческих решений. При этом эффект при­кладной социологии в социальном управлении за­висел, от специальных средств и методов, которые позволяли оперативно: а) поставить диагноз; б) при­нять решение; в) скорректировать поведение соци­ального объекта. Благодаря этому результаты (выво­ды и рекомендации) социологических исследований обретали инженерную форму в виде социальных технологий, которые безличными конструкциями, техническими блоками, стандартными образцами включались в социальную практику.

В переводе с греческого «технология» есть ис­кусство, мастерство, умение воздействовать на

предмет в какой-либо деятельности, где техника- это пути, способы и действия, помогающие точ­но, быстро, рационально достигать избранных це­лей. Вопрос заключался в том, действительно лигуманитарная внедренческая деятельность социо­лога может быть технологизирована?

Современное понимание «технологии» - это со­вокупность средств и операций организации и упо­рядочения целесообразной деятельности, которые реализуются: 1) в соответствии с логикой процесса преобразования объекта; 2) в фиксированной по­следовательности; 3) в соответствующих простран­ственно-временных интервалах; 4) на основе опре­деленной техники. Ввиду того, что технология алгоритмизирует деятельность, она может быть мно­гократно использована (воспроизведена, тиражирована) для решения сходных задач. Функционально она:

1. Регулирует, направляет ход процесса в нуж­ное русло.

2. Контролирует деятельность соответствующи­ми стандартами, правилами, нормами, техничес­кими условиями и т. п.

3. Гарантирует заданные свойства результата (продукта) при соответствующих условиях.

4. Обеспечивает рациональность самого процес­са деятельности.

Таким образом, отвечая на вопрос «как это сде­лать», технология предполагает порядок, правила, нормы, запреты, цепочку операций, этапы реали­зации, будь то в производстве автомобилей, созда­нии литературных и научных произведений или формировании достойных отношений между людь­ми. Поэтому правомерно говорить о технологии про­изводства сыра, подготовки специалиста и т. д. Как раз высокие технологии образования, досуга и массовой культуры в гражданском обществе спо­собны решать как социально-экономические, так и моральные проблемы взаимодействия и отношений людей. В принципе любой вид социальной дея­тельности поддается технологизации. Об этом сви­детельствуют модели и стандарты кинофильмов, рекламы, проведения выборов, разрешения кон­фликтов, организации менеджмента и т. д.

Вместе с тем есть и нетехнологизируемая деятельность, носящая спонтанный характер:

1) действия как следствия аффекта (экстаза, мас­сового психоза и т. п.), состоящие из неуправляе­мых актов или операций;

2) деятельность, осуществляемая без примене­ния техники или не ориентированная на создание конечного продукта в виде артефактов или соци­ально значимых ситуаций.

Социальная технология - это способ реализа­ции проекта воздействия на предмет какой-либо деятельности, рационально расчлененной на отдель­ные процедуры и операции, направленные на по­­ держание социальной системы в рабочем состоя­нии или преобразование её в соответствии с задан­ными параметрами. Например, технология обще­ния, включающая три основных этапа:

а) Познание собеседника, где используется со­ответствующая техника, позволяющая лучше уз­нать собеседника.

б) Формирование доверительных отношений с техникой, позволяющей добиваться доверия более быстро.

в) Собственно общение (разговор, беседа, ин­тервью), с соответствующей техникой задавания во­просов и получения нужных ответов, поддержания контакта и т. п.

Социальные технологии разрабатываются в со­ответствии с потребностями широкого круга руко­водителей организаций и движений, предпринима­телей, административных структур, связанными с сознательным воздействием на процессы и струк­туры с целью их оптимизации или изменений. Поэтому они непосредственно включаются в систе­му управления и характеризуются прагматической ориентацией реализации практических рекоменда­ций, регламентирующих поведение людей по целе­направленному изменению или построению соци­альных объектов.

В основе социальной технологии лежит внед­ренческая реализация рекомендаций социоинжене­рии, социальных проектов, непосредственно вклю­ченных в систему управления. Технологизация означает рациональную организацию работы, кото­рая характеризуется определенными признаками: а) расчленение процесса на цепочку операций (эта­пы, фазы), б) режим работы - сроки и конкрет­ные рубежи в общем достижении конечной цели, в) однозначность выполнения операций (процедур) - технологическая дисциплина.

Общественная жизнедеятельность все больше технологизируется: технология становится факто­ром различных общественных модификаций и трансформаций. При этом социальные технологии больше ориентируются на внедрение инновацион­ных мероприятий и эффективных практических ре­комендаций. Типовые разработки внедрения новов­ведений (ноу-хау - «знаю как сделать» работающей социальную технологию) защищаются авторскими правами наряду с изобретениями и товарными знаками. Во всем этом есть проблема, которую образно можно сформулировать как «инициатива наказуема», так как при нововведениях какие-то порядки надо менять. А отношение к переменам у разных групп участников неодинаково (схема 6). Поэтому внедрение нововведений опирается:

1) на сумму опыта и знаний (взвешивание воз­можных вариантов и их последствий);

2) на навыки организационного и делового обще­ния (объяснение почему, что и как надо изменять);

3) на волевой акт (интуиция).

Схема 6

Распределение ролевых позиций в инновационном процессе

Группы   Ролевые позиции  
участников Инициа- Содей- Бездей- Противо-
  тива ствие ствие действие
Организаторы   +    
Разработчики +      
Проектиров-   +    
щики        
Изготовители       +
Пользователи   + +  

Социальные технологии покрывают широкий круг вопросов, связанных с отношениями науки и управленческой практики: формирование со­циальных систем, социальная защита населения, поддержание порядка, кадровое обеспечение, адап­тация к новым условиям, формирование и исполь­зование общественного мнения и т. д. Используе­мая технология разделяется на две категории, в соответствии с направлениями социоинженерной деятельности социолога.

1. Первая - это технологии по подготовке уп­равленческих решений. В них, прежде всего, речь идет о средствах определения состояния диагнос­тируемого объекта: выявляется мера отклонения его от заданного режима (должного состояния) и по заданным признакам. С помощью специализи­рованных методик и оперативных оценок: а) опре­деляется, нуждается ли объект в управленческом воздействии или корректировке своего состояния; б) выдвигаются оперативные цели и ориентиры управления. Для этого используются стандартизо­ванные средства оперативной оценки качеств ра­ботников, опросы увольняющихся, карточки адап­тации новых (молодых) работников и т. п.

Необходимо отметить два подхода к социальной диагностике.

1) Нормативный, когда объекту задается систе­ма показателей, характеризующих желательное со­стояние с точки зрения управления или окружаю­щего его социального фона. При этом показатели(нормативы) выступают как целевые ориентиры, обязательные для исполнения: эталон - отклоне­ние (например, кадровая диагностика). Слабым местом здесь является то, что нормы часто высту­пают как субъективно-желательные (идеализиро­ванные, абстрактные и т. п.), т. е. оторванные от реальных условий. Поэтому часто установленные показатели оказываются неспособными отразить специфику локальных ситуаций. Кроме того, их невозможно использовать при переходе к гибкой модели управления.

2) Ситуативный, когда рассмотрение процесса управления осуществляется как непрерывная цепь уникальных ситуаций, с которыми сталкивается руководитель, призванный их решать. При этом используются игротехнические методы и процеду­ры для решения сходных ситуаций. Слабым зве­ном здесь является то, что рассмотрение управле­ния как цепи неповторимых ситуаций разрушает видение управления как нормального процесса. Тогда уникальное заслоняет типическое, т. е. си­туация дискретна и выступает вне контекста еди­ного процесса.

2. Вторая - это технологии вмешательства или коррекции поведения диагностируемого объекта. В них, прежде всего, речь идет о средствах доведе­ния объекта до заданного (эталонного) состояния. Об их эффективности можно судить тогда, когда диагностируемые проблемы снимаются.

В целом, реализация организационно-техноло­гической функции прикладной социологии состав­ляет содержание социоинженерной деятельности со­циолога в сфере управления и контроля социальных процессов. Именно в этом качестве он выступает не просто как исследователь и консультант, но и продуктивный участник социального управления. Этим создаются условия для «налаживания» кон­структивного диалога между социологией (социо­логом) и практикой управления (организаторами), понимания последними «нужности» систематичес­кого и целеустремленного социологического обес­печения своей деятельности. Нововведенческий характер результатов социологических исследова­ний как фактор модификаций, трансформаций, коррекций и т. п. В условиях конкуренции ориен­тирует на то, что промедливший (опоздавший) рискует проиграть.

С переходом к социальным технологиям изме­няется и сама социоинженерная деятельность, в которой выделяется несколько направлений: 1) со­циоинженерные исследования - анализ и диагнос­тика; 2) инженерное конструирование - проекти­рование, программирование, технологизирование;

3) инженерное обеспечение социальных систем ­консультирование, экспериментирование, прямое участие.

На рубеже 60-70-х годов социальная инжене­рия оформляется в самостоятельную дисциплину и вид профессиональной деятельности социологичес­кой ориентации, связанной с обслуживанием соци­альных организаций. Она становится особым обра­зом организованным междисциплинарным знанием, регламентирующим порядок и правила действий в решении конкретных социально-управленческих задач. Поэтому подготовка социального инжини­ринга включает элементы инженерно-исследователь­ской, проектно-конструкторской и организационно­-технологической деятельности, дающих возможность работать в различных организациях и фирмах в качестве социальных диагностов, аналитиков, про­ектировщиков, конструкторов, технологов, связан­ных с административно-управленческой деятель­ностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: