Радикальная концепция постиндустриального развития

Вопреки антитехнической рито­рике эллюлей, фроммов, мэм­фордов и маркузе именно супер­индустриальное общество рас­ширяет рамки свободы.

А. Тоффлер

Иной подход в оценке индустриальной цивили­зации и поиске контуров «новой цивилизации» (варианта «Tpeтьeгo пути») имел место в радикальных футурологических концепциях М. Маклюэна, А. Турена, А. Тоффлера, Э. Шумахера и др. В частности, А. Тоффлер в своих работах критически оценивал «индустриальную цивилизацию», пошедшую «не той дорогой». Она привела к конфликту между природным и социокультурным аспектами человеческого существования, напряжению между формами индустриального общества – системами капитализма и социализма (результат двойного эф­фекта разочарования). Анализ будущего Тоффлер осyществлял на основе «информационного ре­дукционизма»: переход от индустриализма к новой «постиндустриальной» цивилизации с господством: информационных технологий будет осуществлять­ся на основе компьютерной революции. Он будет сопровождаться инновациями способа производст­ва, образа жизни и культуры, разрешающими современные глобальные проблемы. В работе «Третья волна» образно метафорически Тоффлер нарисовал картину перехода к «постин­дустриальному» («сверхиндустриальному») обществу, где волны - это волны истории, рождающие цивилизации, через которые проходит человечество в своем развитии. Накатываясь одна за другой, эти «волны» образуют фон, на котором развертывается драма истории в трех действиях - три цивилиза­ционные волны.

1. Доиндустриальная - сельскохозяйственная цивилизация до 1650-1750 гг., основанная на простом разделении труда, кастовой структуре об­щества, авторитарной власти и децентрализован­ной экономике. Технологической основой аграрной цивилизации является соха.

2. Индустриальная - промышленная цивили­зация до наших дней. Её технологическая основа- машина.

Вторая волна - индустриализм разрушила сель­скохозяйственную цивилизацию, подавила перво­бытного человека и изменила образ жизни милли­онов. Она дала человеку массу материальных благ, получил развитие рынок. Но далось это слишком дорогой ценой: отрывом от природы, диктатом массовизации, утратой индивидуальности, Освен­цимом, испепеленной Хиросимой, властью маши­ны над человеком, отделением производителя от потребителя. К странам «индустриального пояса» Тоффлер относит Северную Америку, азиатский индустриальный район, Западную и Восточную(социалистическую) Европу, которые имеют общую характеристику («и так везде») и разделят общую судьбу. Он негативно оценивал индустриальное общество и видел выход в его перестройке - фун­даментальных (системоизменяющих) преобразова­ниях. Но в отличие от представителей радикальной социологии Тоффлер звал не к бунту против существующего общества, а к хорошей реформе, приводящей его к саморазвитию.

3. Постиндустриальная (посткапиталистическая и постсоциалистическая) - компьютерно-информа­ционная цивилизация. Она уже рождается у нас на глазах, но плохо видима в сутолоке повседнев­ной жизни.

К контурам новой цивилизации Тоффлер отно­сил:

1) Информационные (гибкие) технологии, ка­чественно преобразующие инфраструктуры общес­тва и образ жизни людей.

2) Демассифицированное (конфигуральное) об­щество, в котором классы теряют своё значение, а тысячи меньшинств, с временным характером су­ществования, образуют различные переходные формы.

3) Антиципарная (предвосхищающая) демокра­тия, обеспечивающая «участие граждан» в форми­ровании моделей собственного будущего.

4) Транснациональные институты, решающие глобальные вопросы: отход от национально-государственной замкнутости и самомнения к общим рынкам со свободным перемещением товаров, лю­дей, идей, культуры. Кто опоздает присоединиться к радикальной перестройке, социально-технологической информа­тизации современного общества, тот обречен на развитие «вдогонку» за постоянно ускользающим призраком будущего. Вопросы, поднятые А. Тоффлером на рубеже 70-80-х годов, стали не только предметом теоретических дискуссий, но и практического решения. Сам же он считал что создание футурологических проектов открывает путь к массовому пробуждению социального воображения и активному включению рядовых граждан в процесс исторического творчества. При этом надо «научить» людей встретить будущее и научить их, как выдержать эту встречу». Сегодня есть реальная возможность по достоинству оценить, что в его пророчествах оказалось правдой, а что нет. Оправдались прогнозы, предве­щавшие неизбежный крах социалистического строя и СССР. Но, как заметил Тоффлер в интервью «Литературной газете» (1993 г.), не следует утра­чивать чувства исторической перспективы. «Под­линная перемена - это закат индустриального об­щества. Капитализм и коммунизм были порождением промышленного развития общества. И, если одно из этих порождений потерпело крах, почему мы должны пребывать в уверенности, что такой же крах не постигнет второе?»

На вопрос, что нас ждет (особенно администра­цию США), Тоффлер дал следующий прогноз.

1. Регионализм. Индустриальное общество тя­готело к национальному государству. Постиндус­триальное общество тяготеет к региональному го­сударству.

2. Расовые проблемы и урбанизация. Следует ждать учащения беспорядков, ибо в ближайшие годы экономическое и расовое давление лишь уси­лится.

3. Азия. Это самый важный регион мира, и все же США ослабляют в нем свое присутствие. Опас­ность огромная.

4. Мексика. Если экономика Мексики потерпит Крах, в стране может наступить хаос. А в случае переворота США получат малый Вьетнам у себя под боком.

5. Безработица. Она будет иной и охватит не Только низшие социальные слои. Стимуляция экономики не поможет, так как все упрется в проблему специализации.

6. Военная стратегия. Ввиду отсутствия глобаль­ной военной стратегии планируется урезать бюджет за счет сокращения количества рабочих мест. И урежут его не там, где надо.

7. Политика промышленного развития. Нет серьезной дискуссии на общенациональном уровне. Правительства же осознали, насколько это важно, и уже начинают разрабатывать свои стратегии.

8. Власть средств массовой информации. Масс­медиа будут играть всё более важную роль. В постиндустриальном мире они могут занять место партий и отнять У них власть.

9. Религия. С закатом индустриального мира развалятся вековые политические структуры и возникнут новые предмодерные силы. Предвижу столкновения между государством и церковью.

10. Экология. Политические дебаты на эту тему будут по-прежнему носить абстрактный характер, а нерешенные вопросы - накапливаться. Делая упор на развитие новых технологий, японцы уйдут вперед. CШA, Китай, Индия идут к самому настоящему политическому и социально-экономическому пово­роту, их ждут гигантские структурные изменения, сравнимые, скажем, с перестройкой в СССР. Буду­щее Европы может оказаться в руках какой-ни­будь экстремистской организации, победившей в одной из восточноевропейских стран. Если соци­альная напряженность в России или других стра­нах Восточной Европы обернется взрывом, он уда­рит по всему континенту. Япония: изнутри страна обременена устаревшей и неэффективной полити­ческой системой. А извне окружена странами (Ки­тай, Россия, Индия), в высшей степени нестабиль­ными. Пожалуй, весь Тихоокеанский бассейн более уязвим, чем принято думать, так что Японии еще предстоит сделать не один трудный выбор. Вообще, когда так усиливаются различия, ког­да решения нужно принимать в кратчайшие сроки и требуется максимальная гибкость, противоестес­твенно навязывать странам единообразие и одно­родность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: