Информационная цивилизация

Информационное общество будет

новым типом общества, целиком

отличающимся от своего

индустриального предшествен­ника.

И. Масуда

Информационное общество формируется как новый образ на основе «святой троицы»: коммуникационный спутник - кабельное телевидение, персональный компьютер (символический акт - запуск искусственного спутника Земли в бывшем СССР). Дефицит исторического времени требует: а) чрезвычайной быстроты и точности реакции на происходящее; б) умения сосредоточиться на стратегических направлениях; в) изменения технопрос­транства, т. е. перехода от машины и транспорт­ной сети к информационно-коммуникативной сети (телефон-компьютер-телевизор) как «нервной» системе новой цивилизации. Г. Маклуэн (1911-1980) представил трехсту-

,

пенчатую модель всемирной истории.

1-я эпоха: человек слушающий - эпоха племенного индивида с преобладанием устной речи в

качестве коммуникации в акустическом (доалфа­витном) мире (мифологическое сознание).

2-я эпоха: человек смотрящий - эпоха типо­графского (печатный станок И. Гутенберга) или

индустриального индивида с преобладанием печат­ного слова над устной речью в коммуникации. В данную эпоху изобретение алфавита означало пе­реход к новой эре. Воспринимаемая глазом строка приступила к новой организации жизни людей, так как он стал думать логически и последователь­но (рационалистическое сознание).

3-я эпоха: человек слушающий и смотрящий ­ эпоха информационного индивида в условиях по­беды электронной (аудиовизуальной) коммуника­ции, повышающей интеллектуальные способности и творческий характер личности (синтез мифо-ра­ционалистического сознания).

Маклуэн считал, что электронная революция перекраивает жизнь. В начальной стадии электрон­ная технология (космическая связь, портативная видеозапись и т. п.) выполняла роль социальной терапии. Она создала новый этап социального об­щения, в котором выравниваются искажения и диспропорции, вызванные географией и экономи­кой, содействуя росту взаимопонимания между различными слоями общества и народами. На бо­лее высоких стадиях электронная революция высту­пила в качестве первопричины крупных социальных перемен (СМИ диктуют культуру). Информацион­ная технология, соединенная с аудиовизуальными средствами, создает целый мир поведенческих мо­делей, которые постоянно, ежедневно на работе ив быту окружают человека и программируют его деятельность во все возрастающем масштабе.

Второй этап коммуникационной революции свя­зан с тремя великими инновациями: спутниковая связь, создание оптоволоконных кабелей и кабель­ных сетей, цифровых электронных устройств с применением микропроцессоров и интегральных схем для скоростного приема и передачи информа­ции. Это открывает доступ любому человеку, в любой точке Земли к базам данных и знаний, если он имеет терминальное устройство (или компьютер) для ввода и вывода информации, включенной в единую интегрированную систему связи. Подобные интеллектуально-технологические системы ведут к принципиально новому состоянию цивилизации и культуры - к глобальному гиперинтеллекту (ин­дустрии данных и знаний). Компьютеризация со­здает технологическую основу информатизации общества, в котором информатика и владение ЭВМ Является второй грамотностью, повышающей ин­теллектуальные и творческие способности челове­ка.

Информационная технологизация социальной жизни вызвала к жизни новую концепцию демо­кратии - «компьютерную демократию», в которой информация олицетворяет власть. Гражданс­кое общество является обществом «общественного мнения»: его формирование и выражение является средством завоевания и удержания власти. В нем реализуется главенствующее право общественнос­ти знать все относящиеся к ее жизни факты и свободно говорить о том, что определяет эту жизнь.

Тем самым информация общества заменяет собой социальную революцию. Поэтому властные струк­туры, чтобы завоевать сознание общественности, обязаны вести с ней постоянный диалог, иметь гибкую и мобильную политику двусторонних кон­тактов. Посредником между властью и обществом вы­ступают «масс-медиа» - независимые средства мас­совой информации (особенно электронные), действу­ющие по принципу «расскажи все, расскажи быстро».

Другим социальным институтом, связанным с развитием СМИ и социологии и осуществляющим связь управленческих структур с общественностью, является система «пабликрилейшнз» (институт отношений с общественностью). В правовом государстве и гражданском обществе необходимость сотрудничества, формирования благоприятного от­ношения социальных организаций с обществен­ностью - это основа проведения сильной и уве­ренной социальной политики с адекватной социальной ответственностью.

Пабликрилейшнз - это деятельность, направ­ленная на установление и поддержание двусторон­него общения между социальной организацией и ее общественностью, с целью добиваться на информационной основе сотрудничества и взаимопонима­ния, основанных на правде, знании и полной ин­формированности. Последние принципиально отли­чают эту деятельность от пропаганды и рекламы. Выступая в качестве посредника в двустороннем общении, как консенсусной и конвергентной ком­муникации, пабликрилейшнз обеспечивает:

а) для организации: достижение благоприятно­го отношения к себе общественности посредством распространения разъяснительного материала о своей деятельности в интересах общественности;

б) для общественности: добиваться реализации своего права на доступность социальной информа­ции, относящейся к общественной жизнедеятель­ности.

Правильно разработанная и осуществленная программа информационной деятельности по но­вым канонам, как части эффективного управле­ния, свободной от диктата идеологии и политики, является обязательным фактором достижения ус­пеха на основе социального сотрудничества и парт­нерства между социальными организациями и их общественностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: