Вопрос № 3: СЭЗ в РБ

В настоящее время на территории Республики Беларусь созданы и работают следующие свободные экономические зоны:

· " Брест " - создана Указом Президента Республики Беларусь от 20 марта 1996 г. № 114 (https://www.fez.brest.by);

· " Витебск " - создана Указом Президента Республики Беларусь от 4 августа 1999 г. № 458 (https://www.fez-vitebsk.com);

· " Гродноинвест " - создана Указом Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2002 г. № 208 (https://www.invest.grodno.by);

· " Гомель-Ратон " - создана Указом Президента Республики Беларусь от 2 марта 1998 г. № 93 (https://www.gomelraton.com);

· " Минск " - создана Указом Президента Республики Беларусь от 2 марта 1998 г. № 93 (https://www.fezminsk.by);

· " Могилев " - создана Указом Пре

СЭЗ “Минск”

Идея создания СЭЗ “Минск” родилась в результате анализа экономической ситуации в Минском регионе, который показал, что ряд территорий этого региона имеет высокие потенциальные возможности, которые настоящее время используются недостаточно эффективно.

Аэропорт “Минск-2”, расположенный в Смолевичах, является самым крупным аэропортом страны и работает круглосуточно в течение всего года. В его распоряжении имеется автоматизированный грузовой склад с пропускной способностью 300 тонн в сутки. Аэровокзал рассчитан на обслуживание 5 миллионов пассажиров в год. В настоящее время эти возможности аэропорта используются далеко не в полной мере, деловая активность слабая. Это не позволяет накапливать достаточно ресурсов для модернизации комплекса и поддержания качества услуг на мировом уровне.

На юго-востоке Минска находится крупный промышленный узел “Шабаны”. Он представляет собой конгломерат строительных предприятий, предприятий транспорта, а также комплектовочных и сервисно-складских баз. В этом районе также имеются разветвленные инженерные и транспортные коммуникации, не зависимы от застройки территории. Сейчас загрузка имеющихся предприятий составляет от 40 до 60%, остается большим число недостроенных объектов.

Предполагается, что в состав СЭЗ “Минск” войдут 8 территориальных единиц, общей площадью 1390 гектаров. Среди них территории Минска, Минского и Смолевического районов, аэропорта “Минск-2”.

Для потенциальных резидентов зоны предусмотрены определенные налоговые льготы. Всего в СЭЗ “Минск” будут взиматься 6 налогов. Ставки налогов на прибыль и НДС снижены на 50%. Резиденты освобождаются на 5 лет от уплаты налога на прибыль, полученную от реализации продукции и услуг собственного производства. Кроме того, прибыль, направляемая на инвестиции в Республике Беларусь, будет также освобождаться от налогообложения.

Планируется, что СЭЗ “Минск” будет функционировать 30 лет.

В качестве основных направлений развития СЭЗ «Минск» определены следующие сферы деятельности:

· организация высокотехнологичных экспортно-ориентированных и импортоза-мещающих производств;

· внедрение новых технологий и выпуск современных строительных материалов;

· выпуск энергоэффективного оборудования для различных отраслей экономики, в том числе машиностроения, медицины, перерабатывающей промышленности, строительной индустрии и т.д.;

· развитие деловой, инженерно-транспортной инфраструктуры территории СЭЗ;

· переработка и утилизация промышленных и бытовых отходов;

· развитие сектора экспортных услуг;

· реализация крупномасштабных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для социально-экономического развития Минского региона.

СЭЗ “Гомель-Ратон”

Анализ предприятий и территории северного промышленного узла Гомеля позволяет предположить, что трансформация этих территорий и объектов в СЭЗ приведет к более экономически эффективному их использованию, чем в настоящее время.

НПО “Ратон” – государственное предприятие, специализирующееся в области разработок и производства наукоемкой высокотехнологичной продукции. Ассортимент выпускаемой продукции разнообразен: от высокоточного специального радиотехнологического оборудования и измерительной техники до товаров народного потребления.

Международный аэропорт “Гомельавиа” является вторым по объему перевозок аэропортом в Республике Беларусь. Создание СЭЗ в регионе будет способствовать развитию внешнеэкономических связей, что может положительно повлиять на объемы, как грузоперевозок, так и увеличить пассажиропоток в регионе. Предполагается, что также будет расти объем международных грузовых и автобусных перевозок.

Общая площадь СЭЗ “Гомель-Ратон” составляет 4300 гектаров. Выбор той территории и находящихся на ней объектов обусловлен выгодным географическим положением, развитой инфраструктурой (до аэропорта 8 км, близость железнодорожного и шоссейного узлов), устоявшимися связями со странами ЕС.

Что касается налоговых льгот, которые будут предоставляться резидентам СЭЗ “Гомель-Ратон”, то они идентичны налоговым льготам, которые будут предоставляться резидентам СЭЗ “Минск”. СЭЗ “Гомель-Ратон” планируется создать сроком на 50 лет.

Помимо этих льгот администрации обеих СЭЗ будут предоставлять резидентам дополнительные льготы в зависимости от объема инвестиций, качества создаваемых рабочих мест, экспортной квоты предприятий и глубины переработки продукции. Администрациям СЭЗ будут переданы земли и расположенная на них недвижимость с предоставлением полномочий по сдаче их в аренду или отчуждению от имени государства, либо местных органов управления. Кроме того, необходимо особо отметить, что одним из принципов создания СЭЗ “Минск” и “Гомель-Ратон” является то, что условия хозяйствования для резидентов СЭЗ не могут быль изменены в худшую сторону.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: