Крупный бизнес: акционерные общества

Крупные компании принято сравнивать с «бриллиантами в короне» хозяйства развитых стран, так как их малочисленность компенсируется огромной значимостью вклада в экономику. Действительно, доля крупных предприятий в общей численности компаний невелика (от 0,1% во Франции до 2% в США). Однако ими создается большая часть всей продукции страны ¾ около 50%. Об особой, значительно превышающей мировой уровень роли крупных предприятий в экономике России уже подробно говорилось в 9.4.

Здесь уместно лишь напомнить, что высокая эффективность крупных компаний опирается:

· на экономию на масштабах производства (см. 6.4.1);

· на сокращение безусловно постоянных (квазипостоянных) издержек (см. 9.4);

· на снижение внешних трансакционных издержек, которые особенно велики в технически сложных, капитало- и наукоемких отраслях, где действуют эти компании (см. 14.1).

Необходимость аккумуляции крупного капитала

Основной организационной формой крупного предприятия является акционерное общество (АО). Деятельность АО основана на объединении капиталов участников предприятия. Свидетельством вложения капитала в фирму является акция, она же дает ее владельцу ¾ акционеру ¾ право на получение дохода и участие в управлении АО.

Единоличным предпринимателям обычно не под силу создать крупное производство в промышленности. Требуется объединение капиталов, причем не капиталов узкого круга лиц, как в товариществе, а широкой публики.

Так, например, образованный в 1863 г. инженером А. Е. Струве Коломенский паровозостроительный завод первые годы своего существования был мастерской, а затем небольшим заводом. Предприятие получило новое рождение в 1871 г., когда было акционировано. Аккумуляция необходимого капитала дала возможность быстро расширить завод, приобрести современные технологии, и уже в 80-е годы XIX в. стать основным поставщиком локомотивов для русских железных дорог.





Подборка статей по вашей теме: