Краеведческие

5. Эти экскурсии организуют с целью изучения родного края.

При подготовке экскурсии учитель четко определяет ее цель. Исходя из этого, выбирают объект изучения. Перед экскурсией знакомит учащихся с целями и задачами экскурсии. В процессе экскурсии учитель наблюдает, как воспринимают учащиеся рассказ экскурсовода (или его собственный) и при необходимости активизирует внимание учащихся.

II.

Внеурочная работа – неотъемлемая часть учебного процесса и представляет собой обязательный элемент нормально организованной работы школы.

Внеурочная работа рассматривается как эффективное средство формирования у школьников интереса к предмету, как средство расширения и углубления знаний, приобретенных детьми на уроках.

Внеурочной признают работу, которая проводится за пределами урока в школе или вне ее, но при обязательном планировании внеурочной деятельности детей, руководстве его работниками школы.

Внеурочные занятия должны способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний, тем самым, с одной стороны, помогая ученикам усвоить программный материал, а с другой – узнать что-то и сверх программы.

Будучи тесно связанной с уроком внеклассная работа тем не менее автономна: в процессе е организации учитель должен найти такие формы, которые бы наиболее адекватно отражали интересы учащихся.

Таким образом, внеклассные занятия можно рассматривать как одну из форм углубленных занятий по предмету, своеобразной формой научной популяризации.

III.

При организации внеурочных (внеклассных) занятий, как и при проведении уроков, учитель опирается на общедидактические принципы, которые представляют собой основные, исходные положения, определяющие педагогическую деятельность: принципы научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности, прочности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся и т.д.

Помимо общедидактических принципов, внеурочная работа подчинена и своим специфическим принципам, которые определяют эту форму учебной деятельности, позволяют организовать ее в наиболее оптимальных вариантах, с наиболее оптимальными результатами.

Первый принцип внеурочной работы – принцип избирательности.

Учитель сам устанавливает направленность внеурочных занятий. При этом принимается во внимание теоретический и прикладной характер обучения, многоплановость задач обучения, разнообразие интересов школьников, нужды определенного класса, условия работы школы.

Принцип избирательности действует и в виде форм массовых, групповых.

2. Принцип научной углубленности.

Избранный для внеклассных занятий материал не может повторять в объеме и характере работы изученное на уроке, он должен предстать перед учениками новыми гранями, в рассмотрении его важно иметь в виду перспективу. Действие этого принципа проявляется не только в том, что на внеклассных занятиях находят место темы, не включенные в обязательную программу или слабо в ней представленные, но и в том, что программные темы даются здесь шире, чем в учебнике. Школьникам сообщаются дополнительные сведения об изучаемых явлениях, показываются связи с другими явлениями.

Научная углубленность проявляется и в том, что на внеклассных занятиях находит место теоретическое обобщение разрозненных фактов, данных в учебнике.

3. Принцип практической направленности.

Важно на внеклассных занятиях показать школьникам практическое применение знаний: проведение работы с младшими школьниками, изготовление наглядных пособий, организация выставок, подготовка материалов для публикаций и т.д.

4. Принцип добровольного участия во внеурочной работе.

Он предполагает наличие у детей определенного круга интересов, что и позволяет им выбрать тот вид деятельности, который более всего сможет удовлетворить их запросы.

Заинтересованность школьников – главное условие результативности внеклассной работы.

5. Принцип равного права всех учащихся.

Во внеурочных занятиях могут активно участвовать ученики с разной подготовкой по предмету.

6. Принцип занимательности.

Этот принцип находит свое выражение в разнообразии и вариативности форм внеклассных занятий, методов и приемов работы. Внеклассная работа не терпит шаблона, схемы, ей противопоказаны тесные рамки со строгими регламентациями. Развитие творческих возможностей ученика требует гибкой структуры внеклассных занятий. Этот принцип проявляется и в выборе приемов, цель которых привлечь внимание учащихся к определенной проблеме, настроить их на углубленное изучение, обогатить их новыми знаниями и т.д.

Учитывая этот принцип, учитель должен помнить: 1) занимательность влияет на психологические процессы учащихся; 2) учитель должен предельно ясно осознавать цели использования занимательности в каждом конкретном случае.

Все указанные принципы имеют разную силу, и опираться на них во внеурочной работе необходимо в совокупности.

IV.

Факультативные занятия предназначены для углубленного изучения школьниками основ наук, для удовлетворения их познавательных интересов и склонностей, развитие общих и специальных способностей. Эта форма работы не подменяет внеклассных занятий. Возникает вопрос о месте тех и других в учебном процессе.

Задачи факультативных занятий:

Закреплять и усовершенствовать знания, которые учащиеся получают на уроках;

Развивать навыки и умения учащихся по предмету;

Пробуждать интерес к самостоятельному творчеству;

Прививать глубокий интерес к предмету, переходящий в профессиональный.

Задачи внеклассной работы во многом пересекаются с только что названными, хотя у факультативных занятий они уже определены более четко, выступают в практике работы концентрированно, в тесном взаимодействии друг с другом.

Внеклассные занятия начинаются задолго до организации факультативов, проводятся не только с целью удовлетворения и развития интересов школьника. Учитель справедливо видит в них средство, позволяющее ему закрепить знания и навыки, приобретенные детьми по определенной теме. Здесь так или иначе проявляется локальность. Не случайно для внеурочной деятельности по предмету не создано единых программ, а указываются лишь направления работы.

На внеклассных и факультативных занятиях два плана – личный (ученик и его интересы) и обязательный (школьная программа и ее требования). Реализуются они по-разному. Нормой для внеклассных занятий является совмещение этих планов, а для факультативных существенным оказывается преобладание первого (ученик и его интересы).

Внеклассная работа и факультативы сталкиваются обычно с разным уровнем интереса учащихся. Факультативные занятия – это занятия для увлеченных школьников, имеющих хорошую базу знаний. Внеклассная работа развивает интерес, увлеченность, желание работать в факультативе, пополнять знания по собственной инициативе.

Внеклассные занятия в сравнении с факультативами выполняют гораздо больше функций, одна из которых готовит учащихся к работе в факультативе.

Определяя тематику внеклассных занятий, учитель опирается прежде всего на действующую программу школьного курса, хотя не исключается и выход за ее пределы.

Содержание внеклассной работы может быть реализовано в разных формах: массовой, групповой, индивидуальной.

Программа же факультативных занятий воплощается лишь в групповой форме с закрепленным составом учеников. Факультативные курсы более теоретичны. Они предполагают определенную завершенность темы, полноту и системность в рассмотрении вопросов.

В то время, как внеклассная работа может вестись как в теоретическом, так и практическом направлении и не определяется четкой программой.

Общее и различное во внеклассной работе и факультативах наблюдается и в методике их проведения.

Сближает их, поскольку и те и другие являются занятиями по интересам, общий подход к развитию творческого начала, познавательной самостоятельности, активности школьников.

Различие проявляется в использовании традиционных методов обучения.

Характерными для факультативных занятий являются обычно: лекция, семинар, работа с научной литературой, различные наблюдения, упражнения.

Т.е. в поисках методов для факультативов чаще идут от практики высшей школы. Внеклассная работа, выбирая методы, идет больше от урока (рассказ, беседа, упражнения и т.д.).

Внеклассная работа в силу своей специфики много внимания уделяет форме занятий. И главное – занимательности (через форму). Считается, что на факультативах ни о форме, ни о занимательности беспокоиться не надо.

Особенно полезно факультативы в старших классах, когда уже определены интересы, а порой и профессиональные наклонности. В факультативах занимаются в основном те, кто хочет расширить свои знания.

V.

Формы внеклассной работы разнообразны. Это обусловлено: 1. разноплановостью содержания;

2. многообразием целей и задач внеклассной работы;

3. неоднородностью состава участников (по возрасту, уровню подготовленности, интересам, количеству);

4. возможностями школы и руководителей этих занятий.

Формы внеклассной работы:

1. массовые;

2. групповые (с постоянным и меняющимся составом);

3. индивидуальные.

К массовым формам относятся предметные бюллетени, рукописные журналы, стенные газеты, общешкольные уголки, утренники, вечера, конкурсы, викторины, олимпиады, турниры.

Групповые формы внеурочной работы – кружки, экспедиции, экскурсии.

Индивидуальная форма складывается из 2-х видов. Она может быть связана с теми или иными поручениями кружка, учителя (изготовление наглядности, подготовка рефератов и т.д.). Или с непосредственным творчеством ученика (самостоятельно разработать тему, подготовить какой-то раздел и т.д.). Большая часть устных сообщений – докладов, лекций, радиопередач, устных журналов, встреч с интересными людьми и др. – тоже основываются на заранее составленном тексте, который может готовить не группа лиц, а один человек.

Традиционно во внеклассной работе выделяются постоянно действующие и эпизодические формы.

К постоянно действующим относят кружки, клубы, стенные газеты, всевозможные тематические уголки (русского языка, литературы, математики и т.д.). Эти формы предполагают систематическое проведение занятий в течение более или менее длительного промежутка времени.

Эпизодические – олимпиады, конференции, вечера, конкурсы, соревнования и т.д. – выступают как разовые занятия, организуемые в связи с различными целями. Эти мероприятия остаются чаще всего ярким эпизодом в жизни школы.

Периодичность проведения занятий, положенная в основу выделения этих двух групп, ограничивается чаще всего рамками лишь одного учебного года. Хотя внеурочная деятельность школьников предполагает большую протяженность, чем один учебный год, и с окончанием его не может считаться завершенной.

Рассмотрим некоторые формы внеклассной работы более подробно.

Постоянно действующие формы.

Кружки. Кружок относится к групповым формам работы с закрепленным составом учащихся. Количество участников кружка обычно не меньше 10-12 человек. Запись в кружок лучше проводить не сразу, а после нескольких занятий, чтобы ученики могли почувствовать перспективу работы, познакомиться с правами и обязанностями членов кружка. Состав кружка, закрепленный списком, не должен закрывать вход на занятия гостям – ученикам, предпочитающим свободное посещение, наблюдение со стороны. Часть из них обычно вливается постепенно в основной состав кружка. Важно помнить, что закрепленный состав кружка не поддерживаете никакими административными мерами. Стабильность участников сохраняется при работе, которая способствует их активной заинтересованности и творческой удовлетворенности. Кружковые занятия проводятся обычно раз в две недели (1,5 часа). И от учеников, и от учителя эти занятия требуют серьезной подготовки. Содержание работы кружка обычно подчинено единой теме (формированию каких-то определенных умений, навыков). Например, «Лексика», «Фразеология», «Культура речи», «Стилистика» и т.д.

Клубы. Эта форма работы свойственна для работы в старших классах. Клубы объединяют ребят с четко определившимися интересами (клубы авторской песни, клубы любителей поэзии и т.д.). Они имеют обычно свои названия, уставы, традиции.

Задачи клубов:

1. Знакомство с новинками в области своих интересов, углубление познаний;

2. организация творческих встреч;

3. организация школьных вечеров;

4. подготовка бесед и лекций для учащихся;

5. содействовать развитию творческих способностей учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: