Типовые схемы формирования первого впечатления

Говоря о социальной перцепции, необходимо отметить, что это достаточно разработанная область социально-психологи­ческого знания, особенно в вопросах, связанных с формиро­ванием первого впечатления о человеке. Известно, что в про­цессе длительного общения отношения людей становятся очень индивидуальными, с трудом поддающимися какой-то схематизации, в то время как на первых этапах основная роль отводится различным устойчивым схемам восприятия поступков и чувств другого человека, большую роль играют стереотипы, сформировавшиеся в процессе прошлой жизни.

Остановимся на анализе типовых схем и стереотипов меж­личностного восприятия.

В литературе описаны три наиболее типичных схемы формирования первого впечатления о человеке. Каждая схе­ма «запускается» определенным фактором, так или иначе присутствующим в ситуации знакомства: фактором превос­ходства, фактором привлекательности партнера и фактором отношения к наблюдателю. Первая схема социального вос­приятия начинает работать в ситуации неравенства партне­ров (точнее, когда наблюдатель ощущает превосходство парт­нера по какому-то важному для него параметру — уму, росту, материальному положению или другое). Суть проис­ходящего дальше состоит в том, что человек, который пре­восходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им значительно выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка. При этом, чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем мень­ше надо для запуска этой схемы. Так, в экстремальной си­туации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.

Вторая схема связана с восприятием партнера как чрез­вычайно привлекательного внешне. Ошибка привлекательно­сти состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам. Так, в эк­спериментах показано, что более красивых по фотографиям людей оценивают как более уверенных в себе, счастливых и искренних, а красивых женщин мужчины были склонны счи­тать более заботливыми и порядочными.

Наконец, третья схема восприятия партнера запускается его отношением к нам. Ошибка восприятия состоит в данном случае в том, что людей, которые хорошо к нему относятся или разделяют какие-то важные его идеи, человек склонен оце­нивать выше и по прочим показателям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: