1. В чем смысл интерактивной стороны общения?
2. Какие можно выделить важнейшие социальные мотивы и в каких конкретных стратегиях поведения они реализуются?
3. Охарактеризуйте каждую из стратегий. Опишите, как они могут проявляться в конкретных ситуациях взаимодействия учителя и ученика.
4. Дайте определение конфликта. Опишите его структуру. Как развивается конфликт?
5. К таким психологическим последствиям может приводить конфликт?
6. Каковы возможные исходы конфликта и принципы управления конфликтным процессом?
7. Опишите различные педагогические конфликты и проанализируйте их в соответствии с предлагаемой схемой.
Литература:
1. Самоукина Н. В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). — М., 1992
2. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987
3. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.
4. Петровская Л. А. О понятийной схеме пси анализа конфликта. — В кн.: Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1976.
|
|
5. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт!— Новосибирск, 1989.
Тема для самостоятельного изучения:
Сотрудничество сторон в разрешении конфликта. Проанализируйте приведенную ниже литературу и ответьте на вопросы:
1. Каковы принципы и правила сотрудничающего поведения в конфликте?
2. Перечислите шаги по разрешению конфликта через сотрудничество. Что требуется от каждого участника?
3. В чем роль посредника в процессе разрешения конфликтов? Каковы принципы его деятельности?
4. Опишите этапы посреднической деятельности.
Литература:
1. Мелибруда Е. Я-Ты-Мы. М.: Прогресс, 1986.
2. Корнелиус X., Фейр Ш. Выиграть может каждый. Пермь, 1992. Ч. 1-2.
4. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М.: Наука, 1990.
Анализ больших групп, особенно второго типа, является необходимым условием для понимания смысла и закономерности многих социальных процессов. Кроме того, именно под влиянием тех или иных больших групп формируются нормы, ценности и направленность различных малых групп. То есть большие группы опосредовано, через малые социальные образования оказывают решающее влияние на формирование микросоциума и самой личности. Однако, эта область социальной психологии в настоящее время является весьма слабо разработанной. Особенно, по сравнению с психологией малых групп, являющейся традиционным предметом исследования многих направлений и школ в социальной психологии.
Под малой социальной группой понимается немногочисленная по составу группы члены которой объединены общей целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения и развития группы как целого.
|
|
Обратимся к подробному социально-психологическому анализу малой группы.
Прежде всего, необходимо дать некоторые пояснения по поводу определения малой группы, предложенного выше. В социальной психологии на настоящий момент не существует единой точки зрения относительно того, какую по численности группу можно считать малой. «Немногочисленность» малой группы понимается различным образом. В целом, наиболее распространен подход, согласно которому минимальный объем малой группы равен трем, а максимальный определяется тем количеством людей, которые могут быть объединены в единой совместной деятельности (например, 12 человек в групповой психотерапии или 35 человек, составляющих школьный класс).
Для понимания малой группы как целого, важно прежде всего проанализировать структуры малой группы: социометрическую и коммуникативную, а так же структуру власти.