Вопросы и задания для самопроверки. 1. В чем смысл интерактивной стороны общения?

1. В чем смысл интерактивной стороны общения?

2. Какие можно выделить важнейшие социальные моти­вы и в каких конкретных стратегиях поведения они реали­зуются?

3. Охарактеризуйте каждую из стратегий. Опишите, как они могут проявляться в конкретных ситуациях взаимодей­ствия учителя и ученика.

4. Дайте определение конфликта. Опишите его структуру. Как развивается конфликт?

5. К таким психологическим последствиям может приво­дить конфликт?

6. Каковы возможные исходы конфликта и принципы уп­равления конфликтным процессом?

7. Опишите различные педагогические конфликты и про­анализируйте их в соответствии с предлагаемой схемой.

Литература:

1. Самоукина Н. В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные про­граммы). — М., 1992

2. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психоги­гиене общения. М.: Просвещение, 1987

3. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педа­гогическом процессе.

4. Петровская Л. А. О понятийной схеме пси анализа конфликта. — В кн.: Теоретические и методо­логические проблемы социальной психологии. М., 1976.

5. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт!— Новосибирск, 1989.

Тема для самостоятельного изучения:

Сотрудничество сторон в разрешении конфликта. Проанализируйте приведенную ниже литературу и ответь­те на вопросы:

1. Каковы принципы и правила сотрудничающего пове­дения в конфликте?

2. Перечислите шаги по разрешению конфликта через со­трудничество. Что требуется от каждого участника?

3. В чем роль посредника в процессе разрешения кон­фликтов? Каковы принципы его деятельности?

4. Опишите этапы посреднической деятельности.

Литература:

1. Мелибруда Е. Я-Ты-Мы. М.: Прогресс, 1986.

2. Корнелиус X., Фейр Ш. Выиграть может каждый. Пермь, 1992. Ч. 1-2.

4. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М.: Наука, 1990.

Анализ больших групп, особенно второго типа, является необходимым условием для понимания смысла и закономер­ности многих социальных процессов. Кроме того, именно под влиянием тех или иных больших групп формируются нормы, ценности и направленность различных малых групп. То есть большие группы опосредовано, через малые социальные обра­зования оказывают решающее влияние на формирование мик­росоциума и самой личности. Однако, эта область социальной психологии в настоящее время является весьма слабо разра­ботанной. Особенно, по сравнению с психологией малых групп, являющейся традиционным предметом исследования многих направлений и школ в социальной психологии.

Под малой социальной группой понимается немногочис­ленная по составу группы члены которой объединены общей целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для воз­никновения и развития группы как целого.

Обратимся к подробному социально-психологическому анализу малой группы.

Прежде всего, необходимо дать некоторые пояснения по поводу определения малой группы, предложенного выше. В социальной психологии на настоящий момент не сущест­вует единой точки зрения относительно того, какую по чис­ленности группу можно считать малой. «Немногочисленность» малой группы понимается различным образом. В целом, наи­более распространен подход, согласно которому минималь­ный объем малой группы равен трем, а максимальный опре­деляется тем количеством людей, которые могут быть объе­динены в единой совместной деятельности (например, 12 че­ловек в групповой психотерапии или 35 человек, составляю­щих школьный класс).

Для понимания малой группы как целого, важно прежде всего проанализировать структуры малой группы: социомет­рическую и коммуникативную, а так же структуру власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: