Социометрическая структура малой группы

Социометрическая структура — это совокупность сопод­чиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений. Иначе говоря, это систе­ма предпочтений и отвержений, эмоциональных симпатий и антипатий между членами группы. Свое название структура получила в соответствии с основным методом ее диагностиро­вания — социометрической и аутосоциометрической методи­ками. Отметим важнейшие характеристики, описывающие си­стему внутригрупповых предпочтений. Во-первых, это социо­метрические статусы членов группы. В соответствии с ре­зультатами социометрии, статус рассматривается как сумма отвержений и предпочтений, получаемых членом группы. Ста­тусы имеют различный «вес» в зависимости от доли в них положительных выборов, а совокупность статусов всех чле­нов группы задает статусную иерархию, в которой выде­ляются:

— социометрические «звезды» — наиболее предпочитае­мые члены группы, стоящие на вершине иерархии

— высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные, определяемые по числу положительных выборов и не имею­щие большого числа отвержений

— изолированные — члены группы, у которых отсутст­вуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные

— пренебрегаемые — члены группы, имеющие большое количество отрицательных выборов и малое количество пред­почтений

— отверженные («изгои») — члены группы, не имеющие по результатам социометрии положительных выборов, а только отрицательные.

Однако, знания величины социометрического статуса не­достаточно для точного представления о системе эмоцио­нальных отношений в группе. Вторая характеристика систе­мы — это взаимность эмоциональных предпочтений членов группы. Так, у школьника в классе может быть только один положительный выбор, но если он взаимный, ребенок будет чувствовать себя в классе значительно увереннее, чем в том случае, если его предпочитают несколько одноклассников, но он сам ориентирован на других, не замечающих или, что еще хуже, отвергающих его. Так, же и для «звезды» важно не просто иметь большое число выборов, но значительное число взаимных выборов, обеспечивающих устойчивость ее положения в классе и комфортное состояние.

Третья характеристика социометрической структуры — наличие устойчивых групп межличностного предпочтения. Важно проанализировать не только само наличие — отсутст­вие таких мини-групп, но и исследовать взаимоотношения между ними, понять, по какому принципу они образовыва­лись. Имеет значение, на какие группы ориентированы от­верженные и изолированные члены группы, как соотносятся в этих группах люди с различными статусами. Возникающие в грунте мини-объединения могут быть очень различны по своему внутреннему строению, сплоченности, могут иметь или не иметь внутри себя членов, отвергающих друг друга, что тоже важно для общей характеристики группы.

Наконец, четвертая характеристика структуры — система отвержений в группе. Социометрическая матрица дает воз­можность понять, как распределяются отвержения в группе. Например, в классе могут быть «козлы отпущения», которых не любит почти весь класс, или наоборот, почти у всех могут быть отвержения, но ни у кого они не преобладают значи­тельно над предпочтениями. Или девочки все отвержения пересылают мальчикам и наоборот.

Говоря о социометрической структуре, важно подчерк­нуть, что социометрический статус члена группы — вели­чина достаточно устойчивая. Она не только имеет тенден­цию сохраниться в данной конкретной группе, но очень час­то «переходит» с человеком в другую группу. Объяснение этому довольно простое. Хотя статус — категория группо­вая и вне группы не существует, человек привыкает выпол­нять роли, предписанные ему его постоянным статусным по­ложением. В поведении закрепляются определенные при­вычные формы реагирования на слова и поступки других. Мимика, позы и другие невербальные реакции тоже «под­страиваются» под определенную роль. Переходя в другую группу, человек продолжает играть привычные роли, или по крайней мере его роль выдают бессознательные элементы поведения. Члены группы улавливают предлагаемый им об­раз и начинают подыгрывать новичку. В свете вышесказан­ного становится очевидной нецелесообразность такой педа­гогической меры как перевод неадаптировавшего ученика в другой класс или другую школу. Если с ним и его окруже­нием не будет проведена серьезная психологическая работа, сам по себе статус «белой вороны» или «козла отпущения» не измениться.

Какие же психологические и социальные факторы влияют на величину статуса школьника? Среди важнейших нужно назвать внешний вид (физическая привлекательность и оформление облика), успехи в ведущей деятельности (в младшем школьном возрасте — учеба, потом—общение, да­лее начинают преобладать личные профессиональные ка­чества), умственная одаренность, некоторые свойства тем­перамента (общительность, низкая тревожность, стабиль­ность нервной системы). Кроме того, в каждой группе есть система своих, ценных для этого сообщества качеств, и вы­сокий статус получает тот, кто обладает ими в должной мере.

Интересно, что статус человека в конкретной группе час­то зависит от его положения в других группах, успехов его внегрупповой деятельности. Так, школьник, отличившейся в каком-либо виде спорта, искусстве может за счет этого улуч­шить свои позиции в группе. С этой точки зрения большими преимуществами в достижении высокого устойчивого места в системе групповых предпочтений обладают дети, имеющие богатый опыт социального общения в различных сферах, с различными людьми.

Отметим, что в начальной школе система предпочтения внутри класса и статус конкретного ребенка в значительной степени зависит от двух факторов: учебных успехов и дис­циплины с одной стороны, и отношения учителя, с другой. В этот период учителя достаточно точно могут ответить на вопрос, кто занимает в классе место «звезды» или «изоли­рованного». Связано это с тем, что сам педагог в значитель­ной степени задает школьникам ту или иную роль. Его ав­торитет среди учащихся 1—3 классов столь велик, что они некритично усваивают его оценки и отношения. В средней школе картина меняется, статусная иерархия класса неред­ко претерпевает значительные изменения, т. к. присвоение статуса определяется в этом возрасте иными ценностями.

Итак, статус — величина, стремящаяся к устойчивости. Вместе с тем, с точки зрения развития личности человеку це­лесообразно периодически «менять» свой статус, так как это обеспечивает ему большую социальную гибкость, дает возмож­ность примерить на себя различные социальные маски, побы­вать в разных внутригрупповых ролях. Тем самым человек вырабатывает более гибкие и более продуктивные стратегии своего социального поведения, познает людей и смысл их по­ступков. Относительно отрицательного полюса статусной иерархии необходимость смены статуса представляется оче­видной, однако это столь же важно и для тех членов груп­пы, которые уверенно занимают вершину групповой статус­ной пирамиды. Постоянное хождение в «звездах», «любимчи­ках» делает человека ригидным, чрезвычайно социально уязвимым и беззащитным перед неминуемыми изменениями. Помимо этого, человек растет как бы «социально слепым», будучи лишенным необходимости прислушиваться и при­сматриваться к различным людям, не в состоянии встать на их незавидное место. Несомненна и вся опасность устойчи­вого нахождения человека в ролях отверженного и изолиро­ванного, что окрашивает его опыт взаимодействия с людьми в неизменно мрачные тона.

Закономерно возникает вопрос, как можно повлиять на статус члена группы, обеспечить его позитивную динамику. Можно предложить несколько способов, несомненно не ис­черпывающих всего арсенала педагогических средств, кото­рые может в этих целях использовать опытный педагог.

Главное условие, обеспечивающее динамику статусов членов группы — создание разнообразных форм групповых деятельностей, которые потребовали бы от своих исполните­лей различного перераспределения функций и обязанностей, различных форм управления, раскрытия и реализации раз­личных личностных возможностей и ресурсов членов группы. Это предоставило бы всем членам группы возможность най­ти деятельность, повышающую их групповую роль и изме­няющую отношение к нему других участников группового общения.

Для повышения статуса отверженного или изолированно­го члена группы может быть использован прием, условно на­зываемый «отсветом от звезды». Суть его в том, что высоко­статусному члену группы поручается в сотрудничестве с низ­костатусным (под благовидным предлогом) выполнить важ­ную для группы работу. Конечно, большая часть успеха до­стигается «звезде», но можно не сомневаться, что отсвет от ее славы упадет и на помощника, чья роль в группе может измениться.

Повышению статуса члена группы может способствовать его успешность в какой-либо внешкольной деятельности. За­дача педагога активно информировать группу об успехах «вовне» ее члена.

Наконец, понимание причин отверженности и изолирован­ности отдельных членов группы требует системного психоло­гического анализа. Важно понять, в чем корениться причина: в определенных личностных особенностях школьника, особен­ностях и традициях семейного уклада, низкой самооценке, вызванной негативным прошлым опытом общения со сверст­никами и т. д.

Практический интерес представляет вопрос о восприятии членами группы своих статусов, то есть своего объективного положения в системе групповых предпочтений. Как правило, наименее адекватно воспринимают и оценивают свою груп­повую роль крайние статусные категории: «звезды» с одной стороны, «изгои» и изолированные — с другой. Высоко— и среднестатусные члены группы как правило не затрудняют­ся отвечать на вопросы аутосоциметрии о том, кто, по их мнению, выбирает их и кто отвергает. Неадекватное восприятие, видимо, объясняется защитой, выставляемой этими членами группы на пути негативной информации, а также низкой социальной рефлексией тех, кто устойчиво находится в крайних категориях.

Наконец, заслуживает внимания вопрос об отношении че­ловека к своему статусу. В ряде случаев, уверенность в том что человеку, имеющему низкий статус, не уютно в группе и хо­чется свой статус повысить — безосновательна. В различных группах можно встретить «звезд», оценивающих свое положе­ние в группе как неудовлетворительное (такого внимания им недостаточно) и изгоев, вполне удовлетворенных своим поло­жением. Последний факт может иметь разные причины. На­пример, «изгой» может быть не заинтересован в группе, иметь другую группу, где его ценят и принимают, разделяют его ценности. Другая причина, он привык занимать в группах такое место, другого не знает и не желает тратить силы на его завоевание. В любом случае нужно быть очень осторож­ным, принимая решения о необходимости повлиять на ста­тус того или иного члена группы в любом направлении.

Говоря о школьниках и статусных структурах классных групп, следует остановится и на вопросе об адекватности восприятия этих структур учителями. Отметим, что такое восприятие редко бывает в должной степени адекват­ным. Назовем основные причины искажений. Во-первых, в данном случае также труднее всего диагностируются край­ние статусные категории. Больше всего ошибок делают учи­теля при выявлении лидеров и отверженных и изолирован­ных. Например, в качестве «звезд» часто называются отлич­ники и формальные лидеры. Во-вторых, на оценках учителя часто сказывается стереотип ожидания, личные симпатии и антипатии. То есть, обучение учителей навыкам объектив­ной оценки статусной структуры класса — важная психолого-педагогическая задача.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: