Тема 1 инновационный процесс как объект инноввационного менеджмента

Оглавление

Предисловие…………………………………………………………….  
Тема 1 Инновационный процесс как объект инновационного менеджмента ……………………………………………………………………..  
Тема 2 Инновационная политика предприятия ………………………  
Тема 3 Внешняя и внутренняя среда, влияющая на процесс освоения инновации ………………………………………………………………..  
Тема 4 Организационные структуры инновационного менеджмента …  
Тема 5 Управление инновационным проектом …………….…………  
Тема 6 Управление созданием, освоением и качеством новой техники  
Тема 7 Анализ спроса на научно-техническую продукцию ……….…  
Тема 8 Инновационный менеджмент и стратегическое управление …  
Тема 9 Оценка эффективности инноваций ……………………………  
Тема 10 Эффективность инновационной деятельности……………….  
Библиографический список……………………………………………  
Приложение А………………………………………………………….  


Предисловие

«Единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление – это процесс научно-технических нововведений. Это процесс преобразования научного (и технического знания) в физическую реальность, изменяющую общество»

Джеймс Брайт, 1968 г.

Россия уже реализовала один этап интеграции в мировую экономику и участия в международном разделении труда – сырьевой. Реализация второго этапа – развития сферы высоких технологий – связана с разработкой стратегии конкурентоспособности отечественных технологий, продукции и услуг. Определяющее значение для России на данном этапе развития приобретает способность к инновациям, к оперативному освоению и коммерциализации научно-технических достижений. Это требует коренных изменений в обществе, экономике, науке и технике, в промышленности, во всем нашем жизненном укладе, изменений нас самих, наших подходов к решению как отдельных, так и общемировых проблем.

Появление на рубеже веков в учебных планах российских вузов дисциплины «Инновационный менеджмент» продиктовано необходимостью подготовки профессионалов по ряду управленческих экономических специальностей, владеющих методикой управления процессом реализации инноваций.

Повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции достигается применением современных наукоемких технологий, а организацию и управление этим процессом осуществляют менеджеры.

В связи с принятием концепции построения в России смешанной, открытой, инновационной и социально ориентированной экономики, возникла необходимость в отказе от классической многоуровневой типовой организационной структуры предприятий и организаций и переходе к децентрализованным, проектным способам организации по вектору качества и успешности. Этой парадигме соответствует теория и практика инновационного менеджмента.

Многие исследования по проблемам высшей школы, а так же личный опыт авторов дают основание полагать, что социальный заказ на инновационных менеджеров в России еще не вполне сложился. Организации и предприятия не только не заказывают профессиональных инновационных менеджеров для своей предметной области, но и не освобождают для них вакансий, больше доверяя прежним управленческим кадрам. Молодое поколение менеджеров не ощущает большой кадровой потребности.

В этих условиях значительную помощь в перестройке деятельности российских организаций и предприятий, ориентированных на наукоемкий бизнес и инновации, а также в организации новых предприятий и организаций могут оказать специалисты, усвоившие инновационный менеджмент.

В требованиях ГОС ВПО по специальностям, для которых и создано настоящие методические рекомендации, реализованы следующие положения:

· управление развитием;

· нововведения как объект инновационного управления;

· организация инновационного менеджмента;

· разработка программ и проектов нововведений;

· инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты;

· создание благоприятных условий нововведений;

· формы инновационного менеджмента;

· инновационные игры;

· прогнозирование в инновационном менеджменте;

· инновационный менеджмент и стратегическое управление.

Авторский коллектив будет благодарен всем ученым и специалистам, которые могут дать свои предложения и замечания по совершенствованию материала учебного пособия для следующего издания.

В соответствии с требованиями ГОС ВПО по дисциплине «Инновационный менеджмент» для специальностей

080507.65 – Менеджмент организации

080502.65 – Экономика и управление на предприятии дисциплина студентам необходимо освоить следующие дидактические единицы:

тенденции и разновидности развития, управление развитием; нововведения как объект инновационного управления; инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты; организация инновационного менеджмента; разработка программ и проектов нововведений; создание благоприятных условий нововведений; формы инновационного менеджмента; инновационные игры; прогнозирование в инновационном менеджменте; инновационный менеджмент и стратегическое управление.

Цель изучения дисциплины «Инновационный менеджмент» - формирование комплекса знаний, умений и навыков управления инновационной деятельностью предприятия или подразделения.

Изучение дисциплины направлено на решение следующих задач:

· сформировать понятийный ряд, связанный с объектами, функциями и режимом управления инновационным процессом;

· ввести необходимые термины и определения;

· создать представление о нововведениях как о системном и непрерывном процессе, без которого невозможно прибыльное и устойчивое функционирование предприятия в условиях рыночной экономики;

· познакомить с тенденциями, перспективами и прогнозами научно-технического развития, лежащего в основе всех инноваций;

· дать классификацию методов управления и научить правильному их выбору в конкретных ситуациях;

· рассмотреть и проиллюстрировать примерами всю последовательность этапов разработки, освоения в производстве и продвижения на рынок новых продуктов и услуг;

· научить студентов четко формулировать задачу, собирать и обрабатывать необходимую для ее решения информацию, формировать альтернативы и делать обоснованные выводы;

· способствовать усилению креативной составляющей по сравнению с компилятивной при подготовке рефератов, а также – в устных выступлениях на семинарах;

· создать у каждого студента свой индивидуальный имидж инновационного менеджера, который он постарается воплотить в будущем процессе трудоустройства и профессиональной деятельности.

Студент, прослушавший дисциплину «Инновационный менеджмент» должен иметь представление об основных понятиях, их месте в теории развития экономики;

знать:

· специфику формирования и реализации инновационных стратегий, состав и структуру инновационных проектов и программ, методы оценки их инвестиционной привлекательности, методику экспертизы инновационных проектов;

· этапы, последовательность и систему управления созданием, освоением и качеством инновационных продуктов на всех стадиях их жизненного цикла;

· множество организационных форм инновационной деятельности, сущность ценностных оснований в управлении персоналом организации, необходимых для комплексного преобразования и прогнозирования бизнес-процессов предприятий на основе реинжиниринга;

уметь:

· проводить экспертизу инновационных проектов;

· оценивать инвестиционную привлекательность инновационных проектов;

· в рамках семинарских занятий проявлять навыки адекватно применять полученные знания на конкретных примерах.

· формировать конкретные аналитические справки о рынках новейших технологий и оценивать перспективы отечественной научно-технической сферы и ее место в международном технологическом сотрудничестве;

иметь навыки:

· выбора оптимального варианта развития организации или предприятия в инновационной сфере.

Предметом дисциплины является изучение инновационного процесса как объекта управления, его структура, содержание инновационного менеджмента, внешние и внутренние факторы, влияющие на процесс освоения инноваций. Особое внимание уделяется вопросам организации финансирования инновационных программ, прогнозирования и планирования инновационной деятельности в организациях.

Переход к рынку потребовал проведения существенных преобразований в системе подготовки кадров для работы в деловых организациях. Принципиально новые условия и содержание деловой активности кардинальным образом изменили требования к качествам, которыми должны обладать специалисты, прошедшие обучение и желающие заниматься управленческим трудом в деловых организациях.

Инновационный менеджмент имеет огромное значение для развития инновационной деятельности организаций и предприятий и нормального функционирования их в условиях рыночной экономики. Изучение инновационного менеджмента – это необходимое условие формирования современного инновационного менеджера – профессионала.

Дисциплина «Инновационный менеджмент» входит в цикл специальных дисциплин. Инновационный менеджмент теснейшим образом связан с другими дисциплинами экономической подготовки.

Для усвоения дисциплины необходимы знания основ экономической теории, теории управления, стратегического менеджмента, маркетинга, управления инвестициями, управления персоналом и социологии организации.

Подготовка специалиста в области инновационного менеджмента предполагает освоение комплекса знаний, помогающих видеть проблемы в различных ракурсах и сочетаниях. Специалисты по инновационному менеджменту должны владеть методами управления научными коллективами, исследованиями и разработками, быть способны работать на рынке нововведений.

Предлагаемая программа представляет собой подробный план–описание лекционного курса и практических занятий по дисциплине «Инновационный менеджмент» и ориентирована на студентов старших курсов института. В ней изложены темы изучаемого материала, содержание лекционных и практических занятий, предложена учебно-методическая литература, приведен подробный глоссарий.

Промежуточная оценка знаний и умений студентов проводится с помощью набора тестовых задач, которые включают в себя основные проблемы курса. Итоговый контроль проводится в виде экзамена.

Предварительное ознакомление студентов с программой и глоссарием позволит им представить объем изучаемого раздела, что даст возможность ориентироваться и определить график самостоятельной работы.

Следует отметить, что преподаватели, читающие «Инновационный менеджмент», имеют возможность варьировать последовательность лекций и семинаров, а также вносить дополнения и корректировать предложенную программу с учетом специализации и личными профессиональными взглядами.


ТЕМА 1 ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС КАК ОБЪЕКТ ИННОВВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Цель: рассмотрение основных понятий инновационного менеджмента.

Задачи:

· раскрытие сущности инновационного менеджмента;

· изучение основных функций инновационного менеджмента;

· рассмотрение понятий «Инновации», «Инновационный процесс»;

· определение движущих сил нововведений и субъектов инновационного процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: