Содержание темы. Инновационная предпринимательская среда

Инновационная предпринимательская среда. Нововведения как объект инновационного управления. Среда, формирующая инновационную деятельность предприятия. Факторы, влияющие на развитие инновационной деятельности. Оценка макроэкономической среды организации (экономической, правовой, политической, социальной, технологической, конкурентной и др.). Маркетинговая оценка инновационной деятельности. Основные виды ориентаций предприятий (инновации, сбыт, стратегический спрос). Маркетинговое исследование. Инновационная монополия.

Методические указания по изучению темы

Рассмотрение данной темы следует начинать с изучение понятия «Инновационная предпринимательская среда». Затем необходимо рассмотреть факторы внешней и внутренней среды. Все множество факторов внешней среды можно объединить в две группы:

1) непосредственно влияющие на работу предприятия (законы и учреждения государственного регулирования, поставщики сырья, материалов, оборудования, энергии, комплектующих изделий, потребители продукции, конкуренты, как существующие, так и потенциальные, занимающиеся выпуском однотипной продукции и товаров-заменителей; торговые, финансовые, транспортные и прочие посредники);

2) косвенно воздействующие на работу предприятия (состояние экономики, научно-технический прогресс, политические демографические, природные и культурные факторы).

К внутренним факторам, влияющим непосредственно на инновационную деятельность предприятия, относятся: наукоемкость производства и наличие исследовательских, опытно-конструкторских подразделений, экспериментальных производств; степень глубины переработки первичного сырья; уровень получаемой добавленной стоимости; длительность производственного цикла; длительность цикла обращения; наличие непрерывных производств; тип производства на отдельно взятом предприятии отрасли (массовое, крупносерийное, серийное, мелкосерийное, или индивидуальное производство); влияние факторов сезонности на производственную активность отрасли; энергоемкость производства; фондоемкость производства; технический уровень производства; уровень качества продукции; наличие экологически вредных производств; износ оборудования и основных фондов; уровень диверсификации производства в отрасли; уровень квалификации работников; возможность применения в производстве технологий экономии и сбережения; приближенность к потребительскому рынку; прочие.

В современных условиях развития российской промышленности особое внимание в инновационной деятельности следует уделять маркетинговому исследованию. Маркетинг является неотъемлемым элементом инновационного менеджмента, позволяющим увеличить отдачу от коммерциализации нововведений. Основная цель маркетинга инноваций заключается в изучении условий конкуренции и возможностей фирмы осуществлять успешные инновации в данных условиях. Задачи маркетинга варьируются в зависимости от стадии инновационного процесса.

Вопросы для самопроверки

1. Раскройте сущность инновационной среды.

2. Дайте общую характеристику внешней инновационной среды.

3. Какие факторы должны учитываться при управлении внутренней инновационной средой?

4. Какие факторы инновационной среды влияю на управление фирмой напрямую, а какие – косвенно?

5. Какова роль маркетингового исследования для организации?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: