Содержание темы. Характеристика результатов инновационной деятельности

Характеристика результатов инновационной деятельности. Выход на рынок технологий как результат инновационной деятельности.

Результаты инновационной деятельности. Интеллектуальная собственность. Патент. Ноу-хау. Промышленные образцы. Лицензионная торговля. Лицензионные отделы. Классификация лицензий. Лицензионные соглашения. Лицензионные вознаграждения. Эффективность затрат на инновационную деятельность (внутренние и внешние).

Методические указания по изучению темы

Даная тема является заключительной. Изучение следует начинать с рассмотрения результатов инновационной деятельности. Результаты инновационной деятельности выражаются в виде инновационной продукции, которая может иметь конкретную вещественную форму или быть в неовеществленной форме (например, ноу-хау).

Создатели новшеств приобретают на них авторские и смежные с ними права. Возникает такое юридическое понятие как интеллектуальная собственность.

Далее следует рассмотреть охранные документами на изобретения, которыми являются патенты, авторские права. Средством индивидуализации продукции служит товарный знак.

Необходимо отметить, что права на изобретения, товарные знаки и другие результаты инновационной деятельности оформляются лицензией. Лицензии различают:

· по объему передаваемых лицензиату прав (неисключительные, исключительные, полные, сублицензии);

· по наличию правовой охраны научно-технических достижений (патентные, беспатентные);

· по степени производственного освоения предмета (лицензии на достижения, освоенные в производстве; исследовательские)

· по категории предметов лицензирования (лицензии на научно-технические знания, лицензии на промышленные образцы, лицензии на торговые знаки различного рода услуги).

Лицензионная торговля – основная форма международной торговли.

Осуществление инновационной деятельности связано с внутренними и внешними затратами. Выход на рынок технологий свидетельствует об эффективности инновационной деятельности. Следует различать эффективность затрат на инновационную деятельность у производителей и покупателей новшеств

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные материальные и нематериальные результаты инновационной деятельности.

2. Раскройте содержание понятия «интеллектуальная собственность».

3. Какими законодательными документами охраняется интеллектуальная собственность?

4. Дайте определение патента.

5. Раскройте понятие ноу-хау.

6. Что такое промышленные образцы?

7. Какие задачи решает лицензия?

8. В чем заключается значение лицензионной торговли?

9. Что такое паушальный платеж?

10. Охарактеризуйте внутренние и внешние затраты на осуществление инновационной деятельности.


Библиографический список:

1. Виханский О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. –3-е изд. – М.: Экономистъ, 2003. – 528 с.

2. Воробьев В. П. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / В. П. Вороьев, А. С. Идельменов, С. В. Ильдеменов. – М.: Инфра-М, 2002. – 420 с.

3. Городнов А. Г. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / А. Г. Городнов, А. И. Гаврилов, Ю. П. Морозов. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 446 с.

4. Гурков И. Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий / И. Б. Гурков. – М.: Теис, 2003. – 218 с.

5. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / под ред. С. Д. Ильенковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ - ДАНА, 2004. – 343 с.

6. Ковалев Г. Д. Основы инновационного менеджмента: учебник для вузов / Г.Д. Ковалев. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 328 с.

7. Контуры инновационного развития мировой экономики: Прогноз на 2000-2015 г.г. / под ред. А. А. Дынкина.– М.: Наука, 2000. – 156 с.

8. Малашихина Н. Н. Риск-менеджмент: учеб. пособие / Н. Н. Малашихина, О. С. Белокрылова. – Ростов н /Д: «Феникс», 2004. – 320 с.

9. Маркова В. Д. Стратегический менеджмент: курс лекций / В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2003. – 288 с. - (Серия «Высшее образование»)

10. Медынский В. Г. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / В. Г. Медынский. – М.: Инфра-М, 2005-295c. – (Серия «Высшее образование»).

11. Менеджмент малого бизнеса: учебник / под ред. проф. М. М. Максимова и проф. В. Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 269 с.

12. Мескон М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. – 2-е изд. – М. Дело, 2004. – 800 с.

13. Михайлов Р. А. Управление инновационными проектами: учеб. пособие / Михайлов Р. А. [и др.]; под общ. ред. Ф. Й. Кайзера, Г. Г. Богомазова, З. А. Сабова. – СПб., 2001. – 320 с.

14. Мишин В. М. Исследование систем управления: учебник для вузов / В. М. Мишин. – 2-изд. стереотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 527 с. - (Серия «Профессиональный учебник: Менеджмент»).

15. Морозов Ю. П. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для вузов / Ю. П. Морозов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 446 с.

16. Оголева Л. Н. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / Л.Н. Оголева. – М.: Инфра-М, 2003. – 327 с.

17. Основы инновационного менеджмента: теория и практика / под. ред. П. Н. Завлина [и др.]. – М.: ЗАО «НПО «Издательство «Экономика», 2000. – 250 с.

18. Попов Ю. И. Управление проектами: учеб. пособие. / Ю. И. Попов, О. В. Яковенко. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 208 с. – (Учебники для программы МВА).

19. Портников Б. А. Основы инноватики: учеб. пособие / под ред. проф. Н.З. Султанова. – Оренбург.: «Южный Урал», 2000. – кн. 1 – 172 с.; кн. 2 – 144 с.

20. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: учебник для ВУЗов / Р. А. Фатхутдинов. – 6-е изд., исправл. и доп. – СПб: Питер, 2008. –448с.

21. Хотяшева О. М. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / О. М. Хотяшева. – СПб.: Питер, 2005. – 317 с: ил. - (Серия «Учебное пособие»).

22. Экономический словарь / Е. Г. Багудина, А. К. Большаков [и др.]; отв. ред. А. И. Архипов. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 624 с.


Приложение А




double arrow
Сейчас читают про: