Функции и структурные элементы основных институтов общества

Функции Институты Основные роли Физические черты Символические черты
забота, выхаживание и воспитание детей семейно-брачные отец мать ребенок дом обстановка кольца обручение контракт
добывание пищи, одежды, жилья экономиче­ские работодатель наемный работник покупатель продавец фабрика офис магазин деньги торговля марка реклама
поддержание за­конов, правил и стандартов политические законодатель субъект права общественные здания и места флаг кодекс хартия
содействие собор­ным отношениям и установкам, углубление веры религиозные пастор прихожанин собор церковь крест алтарь Библия
социализация лю­дей, приобщение к базисным цен­ностям и практи­кам образова­тельные учитель ученик школа колледж учебник диплом степень

Мы можем убедиться, что понятие «социальный институт» не абстракция. Оно обозначает реальную совокупность людей, которые трудятся в данной сфе­ре, а также систему конкретных законов, управленчес­ких решений и практических мероприятий.

Это вполне зримые объекты — здания, мосты, за­воды, персонал, жилые квартиры, оборудование, в ко­торых материализуется функционирование данного института. К примеру, государственная поддержка института семьи выражается в денежных пособиях, строительстве детсадов, школ, больниц и т. п.

Социальный институт, кроме всего прочего, еще и гигантская социальная система, охватывающая сово­купность статусов и ролей, социальных норм и санк­ций, социальных организаций (предприятий, универ­ситетов, фирм, агентств, колхозов и т.п.), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры, или практики.

Институты — постоянно развивающиеся системы. Институт семьи прошел такие этапы, как групповой

брак, полигамия и моногамия. На смену расширенной семье пришла нуклеарная, в которой всего два поколе­ния: родители и дети. Исторически изменялись роли мужа и жены, обряд бракосочетания, методы воспита­ния детей и многое другое.

Колоссальную эволюцию претерпела сфера про­изводства: охота и собирательство, огородничество, пастушество, земледелие, ремесленные мастерские, мануфактура, машинное производство, безлюдные цехи. То же самое можно сказать о политических ин­ститутах, религии, образования.

1.3. Типология и функции институтов _______

Таковы фундаментальные институты. Внутри них скрываются более мелкие образования. Их тоже назы­вают институтами, но только неглавными, неосновны­ми. Что они собой представляют?

Дело в том, что у каждого главного института свои системы наработанных практик, методов, приемов, процедур. Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвер­тация валюты, защита частной собственности, профес­сиональный подбор, расстановка и оценка труда ра­ботников, маркетинг, рынок и т. д.

Одни выступают элементами. Социологи говорят об институтах целибата (безбрачия) в католичестве, крещения и исповеди в православии, инквизиции, монашества, епископата и т. д., относящихся к основ­ному институту религии.

Среди неглавных политических институтов мы обнаруживаем институты судебной экспертизы, судо­производства, адвокатуры, присяжных, судебного кон­троля за арестами, судебной власти, президентства, королевской власти и т. д.

Внутри института семьи и брака, а сюда же входит и система родства, ученые находят институты отцов­ства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей, имянаречения и т. д.

Сделаем вывод: внутри главных институтов скрываются (наподобие матрешек) неглавные, или неосновные институты — это частные социальные практики либо обычаи.

Например, целибат и кровную месть с равным правом можно называть либо традицией, либо устояв­шейся практикой. То и другое верно. Ведь, определяя основной институт, мы уже включали в него и соци­альные практики, и обычаи.

В отличие от основного института неосновной вы­полняет специализированную задачу (к примеру, ин­ститут представителей президента России или инсти­тут наставничества в СССР), обслуживает конкретный обычай или удовлетворяет нефундаметальную потреб­ность. Так, важнейший институт — собственность Т. Веблен возводил к потребности или склонности че­ловека к соперничеству.

Общая черта тех и других — выполняемые функ­ции. Функцией социального института будем называть ту пользу, которую он приносит обществу. Иначе гово­ря, совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. Стало быть слово «функциониро­вание» означает очень простую вещь— приносить обществу пользу.

Напротив, если от института помимо пользы проис­ходит вред, будем называть подобные действия дисфун­кцией. К примеру, функция (задача) института образо­вания — готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если обра­зование поставлено из рук вон плохо, то ни развитых индивидов, ни классных специалистов общество не получит. Школы и вузы выпустит в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек. Функция превратится в дисфун­кцию, плюс — в минус.

Если институт работает как надо, то плюсов у него намного больше, чем минусов. И наоборот. Плюсы, или функции, укрепляют, стабилизируют и развивают об­щество. Минусы, т. е. дисфункции его расшатывают.

Еще в 80-е годы мы начали говорить о кризисе в России института семьи. В чем конкретно он выража­ется, понятно: резкий рост разводов, неправильное распределение ролей между мужем и женой, неэф­фективная социализация детей. Это лишь главные черты. А каково значение кризиса семьи? Число дис­функций в нем уравнялось либо превысило число функций. А последствия для общества? Их нетрудно представить.

Сделаем вывод: у социальных институтов (основ­ных и неосновных) есть не только функции (приноси­мая ими польза), но и дисфункции (наносимый обще­ству вред).

Функции и дисфункции бывают явные, если они официально заявлены, всеми осознаются и очевидны, и латентные, если они скрыты от глаз, не заявляются.

К явным функциям школы относятся приобрете­ние грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества.

Но у нее есть также скрытые функции: приобре­тение определенного социального статуса, который позволит взобраться на ступеньку выше неграмотного, завязывание прочных дружеских связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда.

Можно убедиться, что функции и дисфункции от­носительны, а не абсолютны.

Каждая из них имеет два вида — явный и латент­ный. Функция может быть явной для одних членов общества и латентной для других. То же самое и с дисфункцией.

К примеру, одним важно приобрести в универси­тете фундаментальные знания, а другим завязать зна­комства. В таком случае пересечение функций, дисфункций, явных и латентных функций можно изобразить в виде логического квадрата. Подобный прием нам еще пригодится, когда мы перейдем к социальным санкциям.

Сделаем вывод: социальные институты имеют яв­ные и латентные (скрытые) функции. Латентные функ­ции тем отличаются от дисфункций, что они не нано­сят вреда. Они показывают, что пользу от любого института можно извлечь гораздо большую (и прежде всего для себя лично), нежели об этом официально заявляется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: